Сущность стратегического планирования и его место в системе управления предприятием
Основной составной частью стратегического планирования, безусловно, является долгосрочное планирование, вот почему оно часто трактуется как процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Его назначение в том, чтобы сделать оперативные, текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но и, прежде всего, с позиций завтрашнего дня.
Важная отличительная черта стратегического планирования - его гибкость, обусловленная разнообразием плановых горизонтов временных отрезков [40, с. 319]. Она требует специального определения горизонта времени, на который вырабатывается перспективная политика. Для этого определения применяются различные критерии: жизненный цикл производимого продукта; цикл коренного изменения спроса; период времени, необходимый для реализации стратегических целей.
Сегодня стратегическое планирование выполняет следующие главные функции [2, с. 339]:
определяет пути формирования конкурентных преимуществ;
поддерживает у менеджеров и персонала ориентированный на будущее образ мышления и поведения;
обеспечивает формирование и реализацию политики в области маркетинга;
создает предпосылки стратегического контроля;
придает единство управленческим процессам в различных сферах деятельности предприятия;
ослабляет бюрократические тенденции.
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги предприятия, направленные на развитие его потенциала и обеспечение условий выживания.
При разработке стратегического плана, основанного на жизненном цикле продукта, горизонт планирования должен отличаться по видам деятельности и номенклатуре продукции, он тесно увязывается со стратегическими целями.
Отправной точкой стратегического планирования выступает планирование результатов. Их можно классифицировать следующим образом:
максимальный результат, который в данный момент не достижим, но к которому следует стремиться;
конкретный результат, который можно достичь в течение планируемого периода;
задача, которая может быть решена за вполне определенное время.
Каждое предприятие, организуя процесс производства и реализации продукции, преследует глобальные цели - повышение прибыльности, доходности своего бизнеса. Однако эта цель распадается на системы подцелей, реализация каждой из которых требует разработки собственной стратегии. К таким подцелям можно отнести: увеличение объема продаж, повышение конкурентоспособности продукции, расширение производственных мощностей, внедрение новых технологий, снижение затрат, диверсификацию.
Стратегическое планирование должно быть использовано для улучшения результатов управления предприятием.
Отправным моментом в разработке стратегии предприятия считается конкуренция. Основой подготовки стратегии служит анализ возможностей конкурентов, глубинных причин усиления соперничества на рынке, сильных и слабых сторон предприятия. Важными источниками конкурентной силы являются адекватность капитала, качество активов, качество людских ресурсов, информация, финансовые и другие инновации, более совершенные технологии и техника, имидж предприятия.
В стратегическом планировании теперь особое значение приобретают исходные условия и оценка среды, в которой приходится действовать; приоритеты рынка, под воздействием которых происходит распределение средств; оценка сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей; коррективы стратегии в целях реализации рыночных возможностей; выбор времени стратегических действий; точная оценка ожидаемых результатов.
Стратегический план должен отражать следующие моменты [21, с. 25]:
изложение корпоративного видения и целей;
стратегии, возникающие по принятию всех элементов, включая творческий подход к тому, как могут быть использованы возможности, и каким образом может быть достигнуто конкурентное преимущество;
стратегические проблемы, которые возникают при корпоративной оценке, анализе деловой окружающей среды;