Сущность стратегического планирования и его место в системе управления предприятием
Усиление центробежных сил экономической организации. Чтобы лучше приспособиться к сложной и неопределенной внешней среде, эффективнее реагировать на запросы различных секторов рынка, которые обслуживает предприятие, осваивать новые прибыльные виды деятельности, экономическая организация предоставляет высокую степень автономии и самостоятельности не только своим отдельным подразделениям, но и менеджерам. Такого рода организация деятельности увеличивает гибкость и предпринимательскую активность подразделений.
Наряду с положительными моментами данная ситуация связана с появлением ряда проблем. Так, становится возможной потеря центром реального контроля за работой подразделений. Характерно дробление фундаментальных магистральных целей предприятия на множество частичных, основная часть которых просто не может быть выполнена, или же происходит полное размывание общих целей.
В то же время имеется ряд апробированных на практике инструментов преодоления отрицательных последствий центробежных тенденций, в частности, внедрение матричной формы организации, назначение менеджеров, ответственных за конкретные проекты, разработка и реализация общих бюджетных программ, использование новых моделей экономической организации.
Наиболее общий подход к интеграции всех частей экономической организации обеспечивает внутрифирменное планирование, выработка единой корпоративной стратегии и механизма ее реализации [36, с. 189].
Можно утверждать, что планирование - это важный инструмент уменьшения и преодоления неопределенности. Любой, даже самой мощной компании не по силам полностью устранить неопределенность, а значит целиком и точно спланировать свою деятельность. Устранить неопределенность - означает устранить сам рынок, разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка.
Контроль над рынком может осуществляться несколькими способами. Среди них: вертикальная интеграция, контроль над спросом, контрактные отношения, создание предпринимательских сетей.
Вертикальная интеграция означает, что планирующее предприятие присоединяет путем слияния или поглощения фирмы-поставщики или фирмы-клиенты. Объединяются предприятия, входящие в состав единой технологической цепочки. Таким образом, внешние сделки превращаются во внутрифирменные. В результате предприятие получает гарантию постоянных и стабильных поставок сырья, капитала, рабочей силы, а также самостоятельно регулирует затраты на приобретение ресурсов.
Вертикальная интеграция рыночного типа служит делам отдельного предприятия, но эффект достигается за счет сужения сферы действия рыночных законов. Применяя вертикальную интеграцию, предприятие сокращает свои затраты на заключение рыночных сделок.
Вместе с тем возможности вертикальной интеграции по преодолению неопределенности довольно ограничены. Так, подобная интеграция обычно связана с крупными размерами предприятия. Кроме того, разрушая рыночные отношения, такая интеграция сводит на нет положительные эффекты конкуренции: стремление предприятий к снижению издержек и повышению качества продукции, выбор наилучшего из поставщиков или клиентов и связанное с этим укрепление конкурентоспособности, устойчивости рыночного положения предприятия. Устраняя конкуренцию, предприятие ухудшает состояние дел на рынке и собственное положение, снижая свой хозяйственный потенциал.
Контроль над спросом означает, что предприятие контролирует объем реализуемой продукции за счет разнообразного воздействия на спрос. Один из вариантов данного контроля - установление монопольного влияния на рынок. Предприятие, которое является крупнейшим поставщиком товара, способно самостоятельно регулировать объем спроса, а также конструировать реакцию покупателей на свою продукцию.
В то же время в условиях рынка монопольная власть над спросом неустойчива и недолговременна. Противодействуют монопольному контролю над спросом неизбежно возникающая конкуренция и антимонопольная деятельность. Более эффективный и устойчивый источник воздействия на спрос - маркетинговая деятельность предприятия, то есть его приспособление к потребительским нуждам и настроениям.