Подходы к разработке стратегии развития предприятия
В теории стратегического управления выделяют несколько подходов к процессу выработки стратегии развития предприятия: корпоративное планирование, итеративное планирование, интуитивное планирование, хаотическое планирование. Рассмотрим их более подробно.
Корпоративное планирование как подход к выработке стратегии исторически сформировался первым. У его истоков стояли такие «классики» теории стратегического планирования как И. Ансофф, А. Чандлер, К. Эндрюс [34, с. 28].
Суть данного подхода - определение логических предписаний об организации самого процесса, который представляется как линейно-последовательная процедура принятия решений, включающая высшее руководство в поиск по использованию необходимой информации для генерирования, оценки и выбора путей будущего развития предприятия. Таким образом, стратегический анализ ведет к стратегическому выбору, а тот, в свою очередь к исполнению стратегических действий.
Главная концепция данного подхода («сверху - вниз») заключается в достижении определенного уровня рациональности в выборе стратегического развития на основе ценной информации. Стратегическое планирование является в этом случае прерогативой высшей администрации, то есть предполагается жесткая централизация процесса принятия решений, а работники на средних и нижних уровнях иерархии управления функционируют строго по определенным им свыше траекториям.
При планировании «сверху - вниз» (характерном для предприятий, специализированных на производстве какой-то определенной продукции) базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией. Подразделения составляют в лучшем случае среднесрочные планы своего развития.
Итеративное планирование («снизу - вверх») по сравнению с предыдущим подходом является более деструктивным, чем конструктивным. Как считает Дж. В. Квин, оно определяется как процесс выработки стратегии, реализуемой на предприятии в действительности [ 34, с. 29].
Роль высшей администрации определяется как «организатора» процесса, объединяющего в единое целое частные стратегии, которые генерируются в различных структурных подразделениях. Однако высшее руководство все равно остается «архитектором» стратегии, так как, во-первых, определяет базовые ориентиры развития, а во-вторых, создает условия, при которых протекает процесс стратегического планирования, - информационную базу и компетентность персонала. Именно поэтому выработка окончательной стратегии развития осуществляется в итеративном режиме.
Итеративное планирование требует достаточно высокой культуры стратегического мышления как у высшего руководства, и у руководителей более низкого уровня.
Планирование «снизу - вверх» (характерно для диверсифицированных предприятий) означает, что цели отделений, стратегии их развития, производственные планы инициируются оперативными подразделениями предприятия. В прерогативу же планового отдела предприятия входит установление форм плановых документов и координация плановой деятельности оперативных подразделений. Однако при этом основные элементы стратегии (особенно финансовые показатели) все равно разрабатываются высшим руководством.
Рассмотренные подходы к процессу стратегического планирования являются базовыми. Обычно они противопоставляются друг другу как подходы «сверху - вниз» и «снизу - вверх». Однако, второй подход можно считать логическим продолжением первого, как более глубокое проникновение в сущность стратегического планирования как такового.
В настоящее время наиболее широко распространено планирование (интерактивное), которое представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше подходами [38, с. 72]. В этом случае идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом предприятия и его оперативными подразделениями,
Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности предприятия. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанным процедурам. Отдельные стратегии, (приобретения, участие в современных предприятиях и новых проектах), которые нельзя поручить какому-либо одному подразделению, вырабатываются плановым отделом или отделом развития и осуществляются на уровне предприятия в целом.