Подходы к разработке стратегии развития предприятия
В настоящее время при стабилизации экономической и политической обстановок в нашей стране многие крупные российские предприятия переходят от интуитивного планирования к корпоративному планированию.
По мере накопления потенциала предприятиями различных организационно-правовых форм, развития элементов рыночной инфраструктуры и повышения профессионализма отечественных предпринимателей можно ожидать следующую последовательность использования на предприятиях существующих подходов к стратегическому планированию (рисунок 1.3):
Рисунок 1.3 - Подходы к стратегическому планированию
Данный процесс не следует воспринимать механически. Каждое предприятие, исходя из своей истории, размеров и специфики деятельности, квалификации высшего руководства и всех сотрудников вправе выбирать тот подход к стратегическому планированию, который наиболее адекватно отвечает задачам дальнейшего развития.
В результате проведенного теоретического исследования можно сделать следующий вывод.
Весь процесс планирования на предприятии делится на две основные стадии: разработка стратегии предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное планирование).
Планирование деятельности предприятия имеет два аспекта: общеэкономический и конкретно-управленческий, когда планирование выступает в качестве одной из функций менеджмента. Как функцию менеджмента планирование можно определить, как способность предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и выявлять ресурсы, необходимые для достижения определенных задач.
Стратегия предприятия представляет совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабных действий менеджеров.
В теории стратегического управления выделяют несколько подходов к процессу выработки стратегии развития предприятия: корпоративное, итеративное, интуитивное и хаотическое планирование. В настоящее время при стабилизации экономической и социополитической обстановок в нашей стране многие крупные российские предприятия переходят от интуитивного планирования к корпоративному планированию.
Процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к уточнению плана) связью.
Процесс стратегического планирования представляет собой последовательность трех этапов: стратегический анализ, целеполагание, формулирование базовой стратегии и выбор стратегических альтернатив.
Результатом деятельности составления стратегического плана предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия». Конкретные действия по реализации плана осуществляют как высшее руководство предприятия, так и руководители структурных подразделений.
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЗАО «ГОТЭК» ЗА 2006 - 2008 гг.