Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования деятельности ЗАО «ГОТЭК»
Необходимо максимизировать прибыль на вложенный капитал. С этой целью надо оптимизировать управление собственными средствами, искать возможности минимизировать издержки в области налогообложения, лизинга и инвестиций, увеличить инвестиционную привлекательность и получить доступ к более дешевым рынкам капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие правильных управленческих решений, обеспечение их эффективности в условиях рынка, невозможны без использования планирования, являющегося одной из ключевых функций менеджмента. Планирование помогает ответить на такие важные вопросы, как: где находится предприятие в настоящее время; каковы результаты и условия его деятельности; как и при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели предприятия.
Весь процесс планирования на предприятии делится на две основные стадии: разработка стратегии предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное планирование).
Планирование деятельности предприятия имеет два аспекта: общеэкономический и конкретно-управленческий, когда планирование выступает в качестве одной из функций менеджмента. Как функцию менеджмента планирование можно определить, как способность предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и выявлять ресурсы, необходимые для достижения определенных задач.
Стратегия предприятия представляет совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабных действий менеджеров.
В теории стратегического управления выделяют несколько подходов к процессу выработки стратегии развития предприятия: корпоративное, итеративное, интуитивное и хаотическое планирование. В настоящее время при стабилизации экономической и социополитической обстановок в нашей стране многие крупные российские предприятия переходят от интуитивного планирования к корпоративному планированию.
Процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к уточнению плана) связью.
Процесс стратегического планирования представляет собой последовательность трех этапов: стратегический анализ, целеполагание, формулирование базовой стратегии и выбор стратегических альтернатив.
Результатом деятельности составления стратегического плана предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия». Конкретные действия по реализации плана осуществляют как высшее руководство предприятия, так и руководители структурных подразделений.
Оценка стратегического планирования дана на одном из крупнейших производителей упаковочных материалов - ЗАО «ГОТЭК». ЗАО «ГОТЭК» является крупным по своим масштабам предприятием. Его основной деятельностью является производство упаковочных материалов для предприятий различных отраслей народного хозяйства.
Данное предприятие в течение 2006 - 2008 гг. наращивало производственный потенциал, эффективно использовались основные средства, увеличилась производительность труда, повысилась заработная плата.
Сильными сторонами ЗАО «ГОТЭК» являются вложенные инвестиции в персонал и производство, активные действия по продвижению своей продукции на рынок, широта ассортимента, положительный имидж.
Возможностями эффективной работы предприятия являются увеличение емкости рынка, рост объема производства, использование технологий, позволяющих повысить качество печати, отделки и снизить издержки производства.
Но в тоже время в 2008 г. финансовое положение предприятия ухудшилось. Финансовая устойчивость снизилась, доля заемного капитала возросла, оно не может погасить все свои долговые обязательства, предприятие стало хуже использовать свои оборотные средства, произошло снижение доходности продаж, прибыльность собственного и оборотного капитала уменьшилась.
При оценке стратегического планирования выявлены основные проблемы ЗАО «ГОТЭК»: несоответствующая требованиям рынка скорость технологических нововведений, неэффективна система управления, большие сроки выполнения заказа.