Анализ системы работы по адаптации персонала организации
на этапе организации работы нового сотрудника в должности: новому сотруднику не предоставляется возможность составить план работы на период испытательного срока: это дало бы возможность руководителю оценить ряд профессиональных и личностных качеств сотрудника: умение планировать и организовывать свою деятельность, объемы работы, который сотрудник может взять на себя, темпы его деятельности, взгляды на организацию медицинской деятельности и т.д.;
на завершающем этапе: нельзя назвать ни одного положительного момента. О формальной передаче информации в отдел кадров мы говорили выше. На наш взгляд, период адаптации нового сотрудника должен заканчиваться определенным корпоративным мероприятием (так называемая "прописка") либо совещанием по поводу обсуждения профессиональных, личностных, психологических, этических качеств утверждаемого на должность. В идеале период адаптации должен заканчиваться для нового сотрудника не формальным утверждением его в должности и профессиональной оценкой его как представителя медицинской профессии, работающего с детским контингентом. Детскому врачу необходимо не только на высоком уровне владеть своими профессиональными знаниями, умениями и навыками, поскольку от принимаемых ими профессиональных решений зависят детские жизни, представитель данной профессии должен обладать довольно широким спектром личностных, психологических, этических качеств. Детскому врачу необходимо хорошо знать особенности возрастной психологии и, подчеркнем, уметь пользоваться данной информацией в отношении к пациентам - от новорожденных до 14 лет. Детский врач должен всегда быть настроен на позитивное общение с ребенком, ни в коем случае не позволять себе грубое обращение как с ребенком, так и с его родителями (с такими случаями нередко приходится сталкиваться жителям нашего города). Высоким уровнем личностной и профессиональной этики, конечно, должен обладать не только детский врач, но и любой врач вообще. Детский врач должен быть способен к саморазвитию, несмотря на недостаток времени. В настоящее время бурно развиваются новейшие медицинские технологии, необходимо изыскивать время на ознакомление с ними, сравнение эффективности тех или иных официальных методов лечения, введение их (по мере возможности и с большой осторожностью в их выборе) в свою медицинскую практику. Как и любой врач, педиатр должен руководствоваться в своей работе нормами и принципами международной медицинской этики.
Результаты опроса медицинских работников детской поликлиники позволили также сделать следующие выводы:
· в настоящее время в детской поликлинике уделяется недостаточное внимание вопросам адаптации. О недооценке важности адаптационного периода свидетельствует отсутствие специальных подразделений, программ целенаправленной адаптации вновь принятого персонала;
· определение основных закономерностей адаптации работников на новых рабочих местах, выделение сотрудников с низкой адаптивной способностью, выявление факторов, препятствующих успешной адаптации новичков, позволяют решить множество управленческих проблем и существенно повысить эффективность труда;
· для сотрудников детской поликлиники характерны следующие типы адаптации: профессиональная, психофизиологическая, организационно-административная, социально-психологическая, экономическая и санитарно-гигиеническая;
· основными особенностями коллектива детской поликлиники являются: большинство сотрудников поликлиники являются женщинами, высокий уровень профессиональной квалификации многих сотрудников. Это оказывает существенное влияние на ход адаптации и требует персонифицированного подхода в каждом конкретном случае;
· с целью повышения эффективности адаптационного периода требуется уделить внимание следующим организационным элементам:
структурному закреплению функции управления адаптацией;
разработке технологии закрепления процесса управления адаптацией;
информационного закрепления этого процесса.
Результаты, полученные в процессе изучения процесса адаптации сотрудников детской поликлиники, позволяют внести коррективы не только в работу по адаптации, но и в критерии, на основании которых отбираются работники в медицинское учреждение, т.е. изучение адаптационного процесса может служить подспорьем для совершенствования кадровой политики детской поликлиники в целом.