Управление маркетингом
Для оценки эффективности маркетинговой деятельности был использован метод экспертных оценок, где в качестве главного эксперта выступал директор предприятия. При определении уровня эффективности маркетинговой деятельности бала использована шкала:
0-5 баллов - отсутствует какая-либо эффективность,
6-10 баллов - низкий уровень эффективности,
11-15 баллов - удовлетворительный уровень эффективности,
16-20 баллов - хороший уровень эффективности,
21-25 баллов - очень хороший уровень эффективности,
26-30 баллов - великолепный уровень эффективности.
Опрос эксперта проводился по анкете, результаты которой представлены в табл. 12.
Таблица 12
Анкета для оценки эффективности маркетинговой деятельности
ФГУ "Чувашский ЦСМ"
№ п/п |
Вопросы и варианты ответов |
Баллы | ||||
1. Философия и ориентация на потребителей | ||||||
1.1. |
Признает ли компания важность ориентации своей деятельности на удовлетворение определенных рынков? | |||||
- руководство, прежде всего, старается продать текущие новые услуги любому, кто их купит |
0 | |||||
- руководство ориентировано на обслуживании с равной эффективностью широкого диапазона потребностей и рынков |
1 | |||||
- руководство ориентировано на обслуживание потребностей четко определенных рынков, выбранных исходя из долгосрочных целей компании по расширению свой деятельности и роста прибыли |
2 | |||||
1.2. |
Разрабатывает ли руководство различные предложения и маркетинговые планы для различных сегментов? | |||||
- нет |
0 | |||||
- в некоторой мере |
1 | |||||
- в значительной мере |
2 | |||||
1.3 |
Имеет ли руководство полное системное представление о маркетинге (поставщики, каналы, конкуренты, потребители, окружающая среда) при планировании бизнеса | |||||
- нет. Руководство ориентируется на продаже и обслуживании своих непосредственных потребителей |
0 | |||||
- в некоторой мере. Руководство уделяет достаточно внимания своим каналам, хотя объем его усилий направлен на продажу и обслуживание своих непосредственных потребителей |
1 | |||||
- да. Руководство имеет полное системное представление о маркетинге, понимает, какие угрозы и возможности создаются для компании при изменении любой части системы |
2 | |||||
2. Интегрированная организация маркетинга | ||||||
2.1. |
Имеет ли место интеграция маркетинга и контроль главных функций маркетинга на верхнем уровне руководства? | |||||
- нет. Продажа и другие функции маркетинга на верхнем уровне руководства не интегрируются, в результате имеют место непродуктовые конфликты |
0 | |||||
- в некоторой мере. Имеют место формальная интеграция и контроль главных маркетинговых функций, что, однако, не отвечает требованиям координации и кооперации |
1 | |||||
- да. Главные маркетинговые функции интегрированы с высокой степенью эффективности |
2 | |||||
2.2. |
Взаимодействует ли управление маркетингом с управлением исследованиями, производством, снабжением, товародвижением и финансами? | |||||
- нет. Имеет место жалобы, что маркетинг предъявляет неразумные требования и затраты другим подразделениям |
0 | |||||
- в некоторой мере. Взаимодействия достаточно дружественные, хотя каждое подразделение преследует свои собственные интересы |
1 | |||||
- да. Подразделения эффективно взаимодействуют и решают проблемы исходя из интересов компании в целом |
2 | |||||
2.3. |
Насколько хорошо организована система создания новых видов услуг? | |||||
- система плохо определена и плохо управляема |
0 | |||||
- система формально существует, однако является достаточно примитивной |
1 | |||||
- система хорошо структуризована и профессионально управляема |
2 | |||||
3. Адекватность маркетинговой информации | ||||||
3.1. |
Когда было проведено последнее маркетинговое исследование потребителей, факторов, влияющих на выбор? | |||||
- не знает совсем |
0 | |||||
- в некоторой мере |
1 | |||||
- очень хорошо |
2 | |||||
3.2. |
Какие усилия прилагаются для измерения по критерию стоимость - эффективность различных маркетинговых затрат? | |||||
- никакие или малые |
0 | |||||
- некоторые усилия |
1 | |||||
- существенные усилия |
2 | |||||
4. Стратегическая ориентация | ||||||
4.1. |
В какой мере используется формальное планирование маркетинга? | |||||
- руководство формальное, планирование маркетинга совсем не используется или используется мало |
0 | |||||
- руководство разрабатывает годовой план маркетинга |
1 | |||||
- руководство разрабатывает детальный годовой план маркетинга и долгосрочный план, который ежегодно уточняется |
2 | |||||
4.2. |
Насколько продуманной является текущая маркетинговая стратегия? | |||||
- текущая стратегия не является ясной |
0 | |||||
- текущая стратегия является ясной и вытекает из традиционной стратегии |
1 | |||||
- текущая стратегия является ясной, инновационной, хорошо обоснована и имеет хорошую базу данных |
2 | |||||
4.3 |
В какой мере используется ситуационное мышление и планирование? | |||||
- руководство ситуационное мышление не использует или использует в малой степени |
0 | |||||
- руководство в некоторой степени руководствуется ситуационным мышлением, хотя формальное ситуационное планирование использует в малой степени |
1 | |||||
- руководство на формальной основе идентифицирует наиболее важные ситуации и разрабатывает ситуационные планы |
2 | |||||
5. Эффективность управления текущей маркетинговой деятельностью | ||||||
5.1. |
Насколько хорошо маркетинговое мышление руководителей высшего уровня передается и реализуется на нижних уровнях управления? | |||||
- плохо |
0 | |||||
- удовлетворительно |
1 | |||||
- успешно |
2 | |||||
5.2. |
Эффективно ли руководство управляет маркетинговыми ресурсами? | |||||
- нет. Маркетинговые ресурсы не адекватны работе, которая должна быть выполнена |
0 | |||||
- в некоторой степени. Маркетинговые ресурсы адекватны работе, однако они используются не оптимально |
1 | |||||
- да. Маркетинговые ресурсы адекватны работе и используются эффективно |
2 | |||||
5.3. |
Демонстрирует ли руководство быструю и эффективную реакцию на рыночную ситуацию? | |||||
- нет. Информации о рынке и продажах не является свежей, и руководство реагирует на нее медленно |
0 | |||||
- в некоторой степени. Руководство получает достаточно свежую информацию о рынке и продажах, однако на эту информацию реагирует с разной степенью оперативности |
1 | |||||
- да. Руководство внедрило систему, позволяющую получать новейшую информацию и быстро реагировать на нее |
2 | |||||