Эффективные модели для устойчивого развития корпоративных социальных программ
Альтруизм не лучший способ мотивации коммерческих структур для осуществления социальной деятельности. Современный прогрессивный подход в области социальных инвестиций говорит о том, что наилучшего эффекта они достигают тогда, когда компания обладает искусством единения своих бизнес-целей и тех социальных ожиданий, которые существуют у общества. Действительно в тех случаях, когда социальная активность во многом зависит от добрых намерений руководства компании или, скажем так, от прихотей, она в большей степени подвержена каким-то превратностям бизнеса, колебаниям моды, настроения и т.д. Например, в этой связи в НК ЮКОС благотворительность и социальная деятельность была четко разведена.
Причем даже благотворительность тоже разведена по разным направлениям. Существовали благотворительные проекты самой компании, решение по которым принимал совет директоров. При этом крупнейшие акционеры компании создали свой фонд "Открытая Россия", через который уже собственные деньги инвестировали в социальную сферу в соответствии с их личным представлением о приоритетности проектов.
Существуют следующие возможные стратегии в области социальной сферы. Первая носит оборонительный характер. По сути это оборона, когда крупная компания обладает определенными средствами и намерениями активно себя вести в социальной сфере, но, тем не менее, ведет себя достаточно хаотично, не системно, реагируя на какие-то наиболее громкие запросы, которые могут быть как бы не самыми приоритетными с точки зрения социальных ожиданий. Эта позиция крайне уязвима.
На сегодняшний день в России большинство крупных компаний переходит к следующей и важнейшей стратегии - это активное энергичное наступление. Здесь речь идет о том, что социальную деятельность нужно воспринимать как социальные инвестиции. Ресурсы бизнеса в социальной сфере ограничены. По мере того как бизнес будет развиваться, по мере того как рынки будут заполняться конкурентами, норма прибыльности компании будет падать. И в этой связи с каждым годом инвестировать все больше средств в социальную сферу будет невозможно. Поэтому на первый план выходит такое понятие как эффективность вложений. Это значит, что деньги в социальную сферу нужно вкладывать так, чтобы добиваться максимальной отдачи с точки зрения выполнения решений социальных проблем с каждого вложенного рубля. В этой связи к социальным инвестициям необходимо подходить как к обычным нормальным бизнес-проектам. То есть компаниям необходимо исповедовать исключительно рациональный подход, нацеливать свои социальные вложения в том числе на решение своих бизнес-целей. Достаточно жестко определять выбор благополучателя в соответствии со своей социальной стратегией. И, наконец, ориентировать эти вложения не столько на кратковременное облегчение той или иной проблемы, сколько на ее пусть даже не быстрое, но, тем не менее, системное решение.
Разделяя понятия благотворительности бизнеса и социальной ответственности бизнеса, экс-глава нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский говорит следующее: “Традиционная социальная ответственность бизнеса - благотворительность. Я считаю, это движением души, только тогда это, на самом деле, - благотворительность. Наша компания содержит детский дом… Но существует и противоположная ситуация, связанная с социальной ответственностью, это - текущая необходимость. Например, Интернет-проект, который мы проводим у себя в регионах. Просто была объективная необходимость: закрытые города, повышающая эффективность компания. Это привело, соответственно, к ликвидации значительной части рабочих мест. И если со старшим поколением вопрос решался достаточно просто - досрочная пенсия, то с выпускниками школ, которые должны были находить себе место в компании, но уже не могли, т.к. количество этих мест ограничено, этот вопрос стоял очень остро. Была альтернатива: либо бороться с этой молодежью с помощью правоохранительной системы, либо найти им занятие”.
В ближайшее время весь крупный бизнес будет работать на тех же принципах социального инвестирования. На первое место будет выходить вопрос эффективности социальных вложений.
В социальном инвестировании бизнес эффективней государства.Когда мы говорим об эффективности социальных вложений, можно взглянуть на две альтернативные системы перераспределения корпоративного дохода. С одной стороны, это государственная система поддержки малого и среднего бизнеса. Но государство, сейчас увеличивает давление на бизнес. С другой стороны, есть независимая система, когда Компания реализует социальную политику, взаимодействуя с Благотворительным Фондом.
Выход с одного рубля (предназначенного для конкретного владельца малого бизнеса), пропущенного через систему государственного распределения средств, будет меньше суммы с того же рубля, который получит владелец малого бизнеса через альтернативную систему. Это происходит по вполне понятным причинам: в первом случае распределением средств занимается неэффективный, равнодушный государственный аппарат, во втором случае Компания совершенно сознательно забирает часть прибыли акционеров и направляет ее на поддержку конкретных социальных проектов. Соответственно он отвечает за то, чтобы деньги дошли до конкретного благополучателя, чтобы по пути они потеряли как можно меньше своей стоимости, и за то, чтобы вложения были наиболее эффективны.