Эффективные модели для устойчивого развития корпоративных социальных программ
Сегодняшняя позиция бизнес-сообщества такова: нужно объяснять обществу, что бизнес делает и предъявлять результаты этой деятельности. Должна быть информационная открытость бизнеса. На Западе существуют специальные формы отчетности, частью этого является четкие понятные таблицы, которые можно получить в Интернете, зайдя на сайт той или иной компании, где каждый конкретный человек увидит, какие социальные программы этот бизнес проводит. В России сейчас обсуждается переход на международные стандарты финансовой отчетности. Сейчас, к сожалению, это не практикуется. И многие благотворительные проекты делаются "в серую". https://muhomor.red мухомор в капсулах мухомор порошок в капсулах.
Сегодня многие предприятия и компании прикладывают большие усилия и тратят значительные финансовые средства для того, чтобы исправлять социальную структуру общества. Вместе с государством они могли бы представлять мощную силу. И оттого, насколько слаженно будут проходить совместные действия государства, общественных организаций и бизнеса, зависит общество в целом, то, как оно будет воспринимать бизнес, предпринимательство, насколько правильно оно будет понимать структуру бизнеса, структуру всего общества, значение государства, значение бизнеса в обществе.
Проблема социальной ответственности бизнеса в России неизбежно ведет к теме ответственности государства перед бизнесом. Это, прежде всего, касается незавершенности рыночных преобразований, создания гармоничных экономических условий для полной реализации потенциала российского бизнеса. Создав все условия для развития бизнеса, с него можно и спрашивать по полной мерке.
Сопредседатель ООО “Деловая Россия” Евгений Юрьев считает, что “Сейчас общество бизнес и власть - три изолированных элемента, и любое проявление благотворительности со стороны бизнеса воспринимается как откуп. Такая деятельность даже вредна для бизнеса”.
Социальная ответственность бизнеса возможна только в том случае, если есть социальная ответственность государства и социальная ответственность общества. Когда двух последних нет, то получается, будто бизнес призвали к ответственности: "Дайте-ка денег". Если же предположить, что ответственность перед людьми есть со всех сторон, то можно определить несколько позиций.
Первое - бизнес платит налоги в полном объеме.
Второе - социально ответственный бизнес должен платить экономически обоснованную зарплату. Не секрет, что сейчас бизнес часто экономит на зарплате, рассматривая ее как часть своих издержек. С одной стороны, это так. Но с другой - бизнес должен понять, что высокая зарплата позволяет человеку тратить деньги на поддержание своего здоровья, на образование, на культуру. То есть работник потратит деньги на подготовку свою и своей семьи к настоящей и будущей трудовой жизни. Ведь в России остро не хватает квалифицированных кадров. И в этом смысле для работодателя зарплата - это не издержки, а инвестиции (и очень выгодные) в человеческий капитал.
Третье - социально ответственный бизнес на добровольной основе занимается благотворительностью. Для бизнеса это тоже очень выгодное дело. Это создание и поддержание репутации, которая стоит денег.
Например, капитализация ЮКОСа благодаря созданию благоприятной репутации, в том числе и социальной, возросла в десятки раз. Потенциальный инвестор увидел, что компания может позволить себе проводить масштабные социальные программы, напрямую не связанные с производством, что ее знают в обществе. И с другой стороны, эти программы показывают, что бизнес открыт, он занимается не только внутренними корпоративными программами, но и работает с обществом.
Пока же бизнес-сообщество России считает, что диалог с властью и обществом нарушен. Наиболее характерным моментом взаимоотношений российского бизнеса и государства является взаимообвинительный уклон: государство жалуется на предпринимателей, предприниматели на государство. По существу, бизнес и власть воспринимают друг друга как противостоящие силы.
Несмотря на популярность концепции социальной ответственности в США и Западной Европе, в России даже среди крупных компаний существуют сомнения: есть ли смысл для бизнеса выстраивать сложную политику, печатать декларации, принципы и другие заявления, общаться по этому поводу с обществом и прессой, разрабатывать стратегию социальных программ. Не легче ли, как и прежде, вкладывать ресурсы в прямую рекламу товаров, имидж поправлять за счет добрых отношений с местной администрацией и подконтрольной ей прессой, а благотворительностью заниматься от случая к случаю?
Безусловно, если компании в России так и хотят оставаться на периферии глобальной экономики и ограничивать свои интересы только парой регионов присутствия, такой привычный подход еще долго будет вполне удобен. Однако для компаний, желающих выходить на международный рынок и выстраивающих серьезные деловые отношения с западными партнерами, старый привычный подход будет приносить потери. Причем, как показывает и практика, и многочисленные исследования, эти потери будут касаться не только и не столько репутации, имиджа, но заденут продажи и прибыль. Кроме того, как показывают исследования, общественное мнение и поведение потребителей в крупных городах России, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге, также уже намного ближе к поведению потребителей в европейских странах. Очень скоро российский покупатель и клиент будет оценивать компании не только исходя из цены товара или услуги, удобства расположения и т.п., но и по ее ответственности перед обществом.