Мнение сотрудников предприятия относительно корпоративной социальной ответственности
КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИИ
При общем анализе результатов анкетирования выявлено, что из всех представленных критериев социальной ответственности (далее СО) компаний сотрудники в первую очередь выделяют относящиеся непосредственно к внутренним социальным программам, направленным на обеспечение рабочими местами, выплату высоких зарплат, решение жилищных проблем сотрудников, охрану и укрепление их здоровья.
Диаграмма 1.1
Такие характеристики КСО, как реализация благотворительных, спонсорских проектов, программ по защите окружающей среды, участие в формировании позитивного общественного мнения о бизнесе в настоящее время оказались для респондентов неактуальными.
Сотрудники НПО ПМ из критериев, относящихся к условиям труда, назвали среди приоритетных: выплату более высоких зарплат (74%), обеспечение рабочими местами (70%), реализацию программ по охране и укреплению здоровья персонала (66%) и жилищных программ (62%).
При анализе представлений сотрудников Центробанка о КСО выстраивается другая последовательность приоритетов. 66% опрошенных считают, что компания в первую очередь должна заботиться об обеспечении населения рабочими местами. Следующим по значимости критерием здесь выступает реализация программ по повышению профессионализма сотрудников (60%). Потребность в жилищных программах на 4% ниже, чем у сотрудников НПО ПМ. Получение более высоких зарплат - критерий, оказавшийся наиболее значимым для НПО ПМ, - работники банка поместили на более низкий уровень (52%).
Такая разница в распределении значимости критериев объяснима. Большинство людей на вопрос, зачем они работают, ответят, что им нужно зарабатывать на жизнь. И будут правы, т.к. первопричина выхода на рынок труда в качестве наемного работника именно такова. Но при достаточно стабильном заработке выясняется, что деньги - необходимое, но не достаточное условие для удовлетворенности персонала. Проводя аналогию с классической мотивационной пирамидой Маслоу, можно сказать, когда нижний уровень мотивационной пирамиды, на котором человек борется за выживание и безопасность, «закрывается» выплачиваемыми работнику деньгами, вступают в действие другие ценности.
В данном случае для опрошенных сотрудников Центробанка, 76% которых относят себя к среднеобеспеченным, а 20% - к достаточно обеспеченным, способным покупать дорогие вещи без особого ущерба для своего бюджета (к сравнению, в НПО ПМ это отношение составляет 70% к 4%), потребность в получении высоких зарплат является менее значимой, нежели потребность в совершенствовании своих профессиональных способностей.
В целом, отношение к социальным программам компании, выходящим за пределы трудового коллектива, у сотрудников обоих предприятий схожее, за исключением того, что 42% сотрудников НПО ПМ считает, что компания должна участвовать в развитии науки, образования, технологий и инноваций, что объясняется спецификой деятельности предприятия. Всего 26% опрошенных в Центробанке придерживаются того же мнения.
Так, в первую очередь, по мнению респондентов, социальная ответственность бизнеса проявляется в заботе компании о своих сотрудниках.
Наибольший интерес представляют результаты, полученные при использовании факторного анализа. Они являют некоторое противоречие с общим анализом. С помощью факторного анализа выявлено четыре глубинных комплекса представлений персонала о КСО. И первый, наиболее мощный комплекс (16,5% общей вариации признаков), характеризует точку зрения сотрудников на КСО как на законодательно определенную деятельность компании. Т.е. компания, согласно этим представлениям, в своей социальной деятельности не выходит за минимальные, определенные законом рамки: гарантирует достойную зарплату и материальное стимулирование, выпускает товары высокого качества и исправно платит налоги. Сторонников данного представления условно можно назвать «прагматиками».
Напомним, что общий анализ выявил другие приоритеты: опрошенные оценивают социальную деятельность компаний в первую очередь по их отношению к сотрудникам, а выпуск товаров высокого качества и своевременная выплата налогов оказались на позициях, ниже среднего уровня: 33% и 24%.
Корреляционный анализ показал, что этой точки зрения в большинстве придерживаются люди 35-39 лет, занимающие руководящие посты.
Второй комплекс (10,9%) отражает взгляд на КСО как на инвестиции в персонал. Респонденты в данном случае считают, что социально ответственная деятельность компании проявляется, прежде всего, в реализации программ по повышению профессионализма сотрудников, программ в отношении молодых работников, в развитии науки и образования.