Ценности организационной культуры
Нами было рассмотрено также, как библиотечные специалисты воспринимают общественную оценку своей деятельности. Мы получили высокий уровень различий во мнениях, что связали с особенностью работы библиотек различных ведомств. Наиболее высокий статус своей деятельности показали сотрудники ОУНБ, ведущей в области библиотеки (диаграмма 1).
Удовлетворенность трудом является сложным психологическим образованием, выраженным в том, насколько выполняемая работа соответствует желанию сотрудников. Полученные нами данные показали определенную степень общности, что дает нам возможность говорить о профессиональном предпочтении своей деятельности (диаграмма 2). Проведенный нами анализ удовлетворенности различными сторонами профессиональной деятельности показал различия структур удовлетворенности у разных групп профессионалов: библиотекарей - практиков (ранг 11), молодых специалистов (ранг 12). В процессе анализа выявлено:
) различия ранжированных структур удовлетворенности в зависимости от разных этапов профессионализации;
) различия в удовлетворенности деятельностью в зависимости от стажа работы.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена имеет значение 0,901, что свидетельствует о довольно высокой связанности рангов и соответственно о сходстве структур удовлетворенности у сотрудников библиотек, принадлежащих разным ведомствам. Сравнение всех полученных данных (на основе дисперсионного анализа) позволило выделить факторы, наиболее связанные с процессом профессионализации (таблица 2).
Представленные данные показывают, что в библиотеке, так же как и в других организациях, можно выделить доминирующие ценности, которые и составляют ключевой параметр организационной культуры, и которые
разделяются большинством сотрудников библиотек. Объем статьи не дает возможности раскрыть все параметры проведенного исследования, обуславливает некоторую неполноту анализа компонентов ценностной структуры организации. Однако в целом наши данные свидетельствуют о наличии такой культуры.
Таблица 2
Фактор удовлетворенности трудом работников библиотеки
Фактор удовлетворенности |
Ранг 11 |
Ранг 12 |
Разность рангов Б |
Б1 |
Ранг в ядре |
Дисперсия 8о 2 |
Ранги наименее зависи-мых факторов |
Система оплаты труда |
11 |
13 |
-2 |
4 |
13 |
0,22 |
2-5 |
Система морального стимулир ования |
10 |
12 |
-2 |
4 |
10 |
0,89 |
7-9 |
Работа общественных организаций |
12 |
11 |
1 |
1 |
11-12 |
0,22 |
2-5 |
Коллектив отдела |
2 |
2 |
0 |
0 |
3 |
0,22 |
2-5 |
График работы |
1 |
3 |
-2 |
4 |
1 |
0,89 |
7-9 |
Свое участие в общественной работе |
3 |
1 |
2 |
4 |
2 |
0,67 |
6 |
Стиль руководства |
8 |
8 |
0 |
0 |
8 |
0,22 |
2-5 |
Состояние общественного мнения |
6 |
9 |
-3 |
9 |
6-7 |
1,98 |
13 |
Разнообразие своего труда |
7 |
5 |
2 |
4 |
6-7 |
1,55 |
11-12 |
Сложность своего труда |
4 |
4 |
0 |
0 |
4 |
0 |
1 |
Новизна возникающих проблем |
9 |
7 |
2 |
4 |
9 |
0,89 |
7-9 |
Уровень организации труда |
11 |
10 |
1 |
1 |
11-12 |
1,55 |
11-12 |
Содержание своего труда |
5 |
6 |
-1 |
1 |
5 |
1,1 |
10 |