Становление профессионально зрелой личности
Высокая динамичность информационного пространства и мирового экономического развития требуют от высшей профессиональной школы формирования специалистов с глобальным видением мира, способных адаптироваться к частым переменам и оперативно принимать адекватные решения. Таковы показатели профессионально зрелой личности.
Комплексное формирование профессионально зрелой личности будущего специалиста предполагает систематизацию всех значимых параметров учебного процесса. К ним относятся: динамическая и структурная модели учебной деятельности, модель личности студента. Планирование и реализация учебного процесса должны приводить в действие все три модели и этим обеспечивать повышение качества образования в целом и формирование профессионально зрелой личности в частности. Такая деятельность должна иметь системную организацию.
Необходимость системной организации содержания учебной деятельности подтвердилась и результатами тестирования группы студентов (п=104) по методике Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентации».
Смысложизненные ориентации (СЖО) - это многоуровневая психическая система с шестью подсистемами. В нее входят: осмысленность жизни (ОЖ), определенность будущего, или цели жизни (Ц), эмоциональная насыщенность жизни, или процесс (П), удовлетворенность самореализацией, или результат (Р), вера в управляемость жизни, или локус контроля-жизнь (ЛК-Ж) и способность управлять событиями собственной жизни, или локус контроля-Я. Состояния СЖО, когда отдельные параметры системы отклонились от средних величин, но ее функционирование и жизнеспособность не нарушены, нами обозначены как дискретные, а состояния, когда нарушена целостность системы и ее продуктивное функционирование затруднено или невозможно, названы измененными. Дискретные состояния СЖО возникают, когда часть внешних обстоятельств воспринимается как безвыходные, неразрешимые, но при этом есть факторы, которые позволяют поддерживать режим функционирования системы. Например, у 70% протестированных студентов показатели по целям жизни выше средних или средние. Однако у 57,1% из них низкие баллы по субшкале ЛК-Я. Значит, у них планы на будущее не подкреплены личной ответственностью за их реализацию. Осмысленность жизни поддерживается за счет компенсации внутренних ресурсов фоновыми факторами.
У 20% протестированных обнаружились показатели П выше средних и нормальные, но низкие баллы по остальным субшкалам. Следовательно, эмоциональная насыщенность жизни у них не подкрепляется личной ответственностью за дальнейшую самореализацию. У 15% испытуемых -низкие показатели по П, что означает неудовлетворенность жизнью. При удовлетворенности настоящим данная группа испытуемых не рассчитывает на удовлетворенность жизнью в будущем. 40% испытуемых удовлетворены прожитой частью жизни, но не считают, что смогут контролировать свою дальнейшую жизнь. 35% испытуемых верят в то, что жизнью можно управлять, однако более половины из них не верят, что это в их силах (у них низкие показатели по субшкале ЛК-Я). По последней субшкале выявлено, что 20% испытуемых не верят в свою способность управлять жизнью, а 30% -переоценивают свои возможности.
В приведенных примерах дискретных состояний СЖО отклонение количественных показателей отдельных подсистем от средних величин еще не связано с разрушением целостности всей системы. Однако любая перемена во внешней среде может привести дискретное состояние СЖО к измененному, ввиду неготовности системы к адекватной реакции и субъекта к активным действиям.
Измененные состояния смысложизненных ориентации (СЖО) связаны с большими отклонениями количественных значений подсистем от средних величин. Измененные состояния СЖО детерминируются дисбалансом внешних факторов и внутренних ресурсов субъекта. Изменяющиеся условия внешней среды и неготовность к быстрой адекватной реакции на них, неспособность к активным действиям в новых условиях в итоге действуют по отношению к системе как разрушительные силы.