Становление профессионально зрелой личности
У 21,9% протестированных студентов обнаружились низкие показатели по всем субшкалам, что означает отсутствие у них устремленности в будущее, удовлетворенности прошлой и настоящей жизнью, веры в управляемость жизни и в свою способность управлять ею. Это пример измененного состояния СЖО. Среди студентов с высокими показателями ОЖ (п=49) есть категория с дискретным состоянием СЖО (п=23). Это те, чьи успехи не были личным достижением, следовательно, они также не готовы к переменам внешних условий. В итоге показатели оказались нормальными только у 19,04% испытуемых.
Для стабилизации системы СЖО необходимо воздействие на нее формирующей силы. В качестве таковой использовалась специально организованная учебная деятельность студента с системным содержанием.
Динамическая модель учебного процесса предполагает последовательное развитие учебной деятельности от уровня учебных заданий до уровня научных исследований. Структурная модель учебной деятельности соответствует классической модели деятельности и включает мотивационно-целевой, содержательно-ориентировочный, действенно-операциональный и контрольно-оценочный компоненты. Модель личности студента заключается в соответствии его индивидуальных психических свойств, профессиональных знаний и умений, стиля и содержания деятельности, смысложизненных ориентации требованиям избранной профессии.
Системная организация учебной деятельности должна содержать планируемые цели и подразумеваемые результаты, обозначенные нами как объективная и субъективная семантика учебной деятельности студента. Объективная семантика учебной деятельности - это ее эксплицитно планируемые цели и подразумеваемые (имплицитные) значения действий. Планируемые цели - это результаты решения учебных задач, подразумеваемые значения - это психические образования личности в виде знаний и умений, индивидуализация стиля деятельности. Субъективная семантика включает эксплицитные ценности, которыми руководствуется обучаемый, и имплицитные смыслы, которые порождаются и формируются в процессе и результате учебных действий. Таким образом, субъективная семантика учебной деятельности способствует развитию нравственной и смысловой сфер личности обучаемого. Однако традиционные планирование и оценка учебного процесса в высшей школе осуществляются по формальным показателям, которые частично охватывают только объективную семантику деятельности. Это противоречит современным требованиям к качеству образования, одним из показателей которого является комплексное формирование профессионально зрелой личности.
Исходными для системной организации учебной деятельности являются концепции Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, утверждающие, что основой психического развития человека выступает изменение деятельности человека; обучение и воспитание являются основными формами психического развития человека; а также теория С.Л. Рубинштейна о необходимости совмещения деятельностного подхода с экзистенциальной природой человека. При реализации модели использованы: положение К.А. Альбухановой-Славской, согласно которому необходимо обеспечивать систему связей и отношений личности учащегося с его общественным и индивидуальным опытом; концепция Дж. Верча, который полагает, что человек должен рассматриваться и изучаться в его взаимодействиях с окружением и сквозь призму совершаемых им действий. Для теоретической основы модели деятельности использованы также отдельные постулаты неклассической психологии М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренского, Д.А. Леонтьева. Таким образом, в предлагаемой трехчастной модели учебной деятельности синтезируются культурно-исторический, социокультурный и индивидуально-психический подходы.