Сравнительная характеристика стратегического и оперативного контроля деятельности предприятия
Одной из функций управления предприятием является контроль. Необходимость ее осуществления путем измерения и отслеживания результатов деятельности предприятия для приведения их в соответствие запланированным параметрам с учетом изменений в среде функционирования - важное условие достижения оперативных и стратегических целей любого хозяйствующего субъекта.
В настоящее время в большинстве отечественных и зарубежных исследований, посвященных контролю, основное внимание уделяется особенностям его применения в оперативной деятельности предприятия, в то время как проблематика контроля стратегической деятельности либо избегается, либо рассматривается поверхностно. Так, Герасимчук В.И., Довгань Л., Зайцев Л. Г. и Соколова М.И., Кондрацкая Г.И., Маленков Ю.А., Шершнева З.Е. и Оборская С.В., приводят общую характеристику сущности стратегического контроля, принципов и технологии его осуществления. В работах Алексеевой О.В. И Николаевой О.Е., Буряковского В.В., Друри К., Карминского А.М., Оленева Н.И., Примака А.Г. стратегический контроль рассматривается преимущественно в контексте оперативного управления реализацией стратегических планов и решения задач оперативного контроля в рамках управленческого учета.
Таким образом, недостаточность теоретических разработок по проблеме контроля стратегической деятельности предприятия не позволяет считать ее окончательно решенной. Это, в свою очередь, существенно затрудняет и управление стратегической деятельностью предприятия на практике. Поскольку тематика стратегического контроля обширна, целесообразно начать ее изучение с выявления основных особенностей стратегического контроля в части его сходств и различий с контролем оперативным деятельности предприятия, что и является целью статьи.
В теории управления контроль - это процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей [3, с. 43]. Он представляет собой последнюю стадию управленческого процесса и направлен на проверку того, удалось ли реализовать запланированное и достичь поставленных целей [6, с. 126]. Поэтому общность контроля текущей и стратегической деятельности предприятия состоит в его сущности и месте в управленческом процессе: и тот и другой, обеспечивая обратную связь, завершают цикл принятия и реализации, соответственно, оперативного и стратегического решения, делая всю управленческую систему предприятия замкнутой.
Помимо места, которое контроль занимает в управленческом процессе, сходство оперативного и стратегического контроля заключается в процедуре их осуществления, которая включает четыре основные этапа: установление показателей, по которым будет проводиться контроль; выбор подходов к измерению и отслеживанию состояния параметров контроля; сравнение реального состояния этих параметров с желаемым; оценка результата сравнения и принятие решения по корректировке [4, с. 294].
Также, в качестве аспекта, объединяющего контроль реализации оперативных и долгосрочных планов деятельности предприятия, следует рассматривать основные принципы их осуществления, а именно: соответствия целям предприятия; тесной взаимосвязи с планированием; ориентации на результат; непрерывности, оперативности, своевременности, гибкости, экономичности и простоты осуществления [3, с. 202].
Однако, несмотря на выявленные сходства, процессы, связанные с текущей хозяйственной деятельностью предприятия и выполнением стратегических программ его развития, невозможно контролировать одинаково. Каждый из этих процессов имеет свои особенности, которые должны найти соответствующее отражение в их контроле.