Копинг-поведение (определение, функции, виды)
По мнению Р. Лазаруса и С. Фолькмана "взаимодействие среды и личности регулируется двумя ключевыми процессами: когнитивной оценкой и копингом". [30] Многое, по мнению авторов, зависит от когнитивной интерпретации стрессора. Авторы выделяют следующие стадии когнитивной оценки: первичная и вторичная.
Первичная оценка стрессорного воздействия заключается в вопросе - "что это значит для меня лично?". Стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния. За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности).
Вторичная когнитивная оценка - это оценка собственных ресурсов и возможностей решить проблему - выражается в постановке следующего вопроса: "что я могу сделать?". Далее включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки.
В результате личность сознательно выбирает и инициирует действия по определению стрессового события. Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно.
Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен "поляризующим фильтром", который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки. [28]
После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. В случае неуспешного копинга стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.
Таким образом, структуру копинг-процесса можно представить следующим образом: восприятие стресса - когнитивная оценка - выработка стратегий преодоления - оценка результата действий.
В своей феноменологической теории Лазарус исходит в большей степени из субъективного переживания стресса и уделяет особенное внимание когнитивным процессам и когнитивной оценке. При этом он не рассматривает стрессоры и способы совладания с ними зрения объективных ситуаций и, в частности, объективно неконтролируемых ситуаций, на которые невозможно влиять по объективным причинам.
В зависимости от объективных возможностей изменения ситуации строится и поведение человека. Если на стрессор объективно возможно влиять, то попытка индивида повлиять на него будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять и изменить ситуацию, то адекватным функциональным способом совладания является избегание. Если человек объективно не может ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекватной копинговой реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла. По мнению исследователей, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объективно и в полном объеме воспринимать стрессор.
"По мнению Р.Лазаруса и С.Фолькмана копинг выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему)". [33]
Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.
При этом С.Фолькман выделяет активное и пассивное копинг-поведение. Целенаправленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, автор называет активным копинг-поведением. Интрапсихические формы преодоления стресса относятся им к защитным механизмам, предназначенным для снижения эмоционального напряжения раньше, чем измениться ситуация, и рассматриваются как пассивное копинг-поведение. [33]