Копинг-поведение (определение, функции, виды)
В целом большинство исследователей придерживается единой классификации способов совладания:
) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию;
) когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации;
) усилия, направленные на снятие эмоционального напряжения.
Так, например, Л.Перлин и С.Шулер одними из первых провели ряд исследований, в которых была сделана попытка измерить копинг-поведение взрослых в стрессовых ситуациях. "Используя метод интервью, они выделили три основных копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности:
) поведенческие ответы, которые воздействуют на ситуацию;
) ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации
) ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений". [33]
Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии: сфокусированная на оценке; сфокусированная на проблеме; сфокусированная на эмоциях. также описывают три вида копинга:
) копинг, нацеленный на оценку (установление для себя значения ситуации);
) копинг, нацеленный на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);
) копинг, нацеленный на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия). [34]
Нацеленное на оценку преодоление стресса включало в себя попытки определить значение ситуации, то есть такие стратегии, как логический анализ, когнитивная переоценка и т.д. Нацеленное на проблему совладание со стрессом имело целью модифицировать либо устранить источник стресса. Совладание со стрессом, нацеленное на эмоции, включало в себя ответы, в которых отражалась функция управления эмоциями, вызываемыми стрессорами, и посредством этого поддержание аффективного равновесия.
Исследования, проведенные в Японии, показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие копинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.
В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили "избегающим копингом". Так, например, Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории:
) обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё),
) непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией)
) продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). [34]
Как видно, копинг-стратегия в категории "Обращение к другим" стоит особняком от категорий "эффективного" и "неэффективного" копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении "эффективности / неэффективности", исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение - "социальная активность", которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.
Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. "Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс "распределения ресурсов", который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства". [34]