Методики исследования
Для решения поставленных задач исследования использовались экспериментально - психологические методы, представленные следующим набором методик:
1. Методика Р.Лазаруса - "Копинг-тест"
, предназначена для определения копинг - механизмов. Была разработана Р.Лазарусом и С.Фолькманом в 1984 году. Авторы методики рассматривали копинг с точки зрения выполнения им двух основных функций: регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами вызвавшими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение. Усилия с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.
Работа по адаптации методики еще не завершена, поэтому, для оценивания частоты встречаемости и выраженности копинг-стратегий была использована нормативная выборка.
Методика состоит из 8 шкал, содержащих 50 утверждений, отражающих способы преодоления трудностей в трех основных сферах психической деятельности - когнитивной, эмоциональной и поведенческой.
В инструкции исследуемым предлагалось выбрать те варианты копинг-поведения, к которым они прибегают в повседневной жизни, использования каждого копинга.
Предлагалось четыре варианта ответов:
баллов - никогда, 1 балл - редко, 2 балла - иногда, 3 балла -
часто.
В дальнейшем
количественные показатели переводятся в процентили, показывающие степень выраженности и преимущественное использование того или иного защитного механизма.
По степени конструктивности копинг-механизмы разделяются на три группы: конструктивные (планирование решения, самоконтроль, поиск социальной поддержки), относительно конструктивные (принятие ответственности, положительная переоценка) и неконструктивные (конфронтативный копинг, дистанцирование, бегство-избегание).
Авторы методики выделяют 8 шкал, соответствующих 8 типам копинг - механизмов. Р.Лазарус и С.Фолькман объединяют в одну шкалу соответствующие друг другу эмоциональные, поведенческие и когнитивные копинги.
Конфронтативный копинг - агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагает определенную степень выраженности и готовности к риску, определяет действия направленные на активное отстаивание своего мнения и желаний в отношениях с окружающими и попытки добиться своего, а также характеризует хаотичную деятельность ненаправленную на изменение ситуации (главное делать хоть что - нибудь) и попытки агрессивной разрядки отрицательных эмоций, вызванных ситуацией.
Дистанцирование - когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, либо в попытке забыть или проигнорировать ситуацию, либо найти в ней что- то хорошее. Самоконтроль - усилия по регулированию своих чувств и действий, контролирование эмоций, что дает возможность анализу проблемы и поиску путей выхода из сложившейся ситуации. Поиск социальной поддержки - усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Принятие ответственности - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения, понимание своей роли в возникшей проблеме и активные попытки к заглаживанию своей вины и изменению ситуации - понимание своей вины, самокритика и самобичевание. Бегство-избегание - мысленное стремление и поведенческое усилия, направленные к бегству от или избеганию проблемы (а не дистанцированию от нее), выражается в попытках улучшения своего самочувствия путем алкоголя, еды, курения, избегание общения. Планирование решения проблемы - произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. Положительная переоценка - усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Эта шкала включает также и религиозное измерение (нахождение новой веры).