Процесс стратегического управления
Процесс стратегического управления состоит из 4 операций. Ниже приводится типичная последовательность действий и их описание.
Анализ и определение миссии организации.
Постановка долгосрочных целей и задач.
Анализ и разработка стратегий для их достижения.
Осуществление стратегии через проекты.
Анализ и определение миссии организации. Миссия определяет «чем мы хотим стать» или смысл существования организации. Миссия определяет масштаб и сферу деятельности организации. Миссию организации должны четко представлять все сотрудники. Например, в консалтинговой фирме Arthur Andersen партнеры, которые не могут сформулировать миссию компании, когда их об этом просят, должны оплачивать обед. Письменное изложение миссии подчеркивает возможность совместного принятия решений руководством и служащими. Письменное изложение передает и определяет цели организации для всех заинтересованных лиц. Миссия может использоваться для оценки деятельности организации. Традиционные элементы миссии - основные продукты и услуги, обозначение потребителей, на которых рассчитаны эти услуги, определение рынка и географической сферы деятельности. Кроме того, в письменном изложении миссии компании часто обозначены философия организации, ключевые технологии, репутация и вклад компании. Исследователи Пирс и Дэвид отметили, что упоминание подобных факторов связано с успехом бизнеса. Письменное изложение миссии не часто изменяется. Однако если меняется характер бизнеса или происходят еще какие-то изменения, то может потребоваться пересмотр миссии. Например, распад компании American Telephone and Telegraph (AT & T) потребовал изменения миссии телекоммуникации на обработку информации. Более подробное изложение миссии приводит к лучшим результатам, поскольку подчеркиваются наиболее важные факторы. Изложение миссии сокращает шанс неправильного понимания направления развития. Для примера сравним следующие заявления:
Обеспечить услуги по проектированию мостов.
Обеспечить услуги по проектированию завода по переработке отходов.
Обеспечить проектно-конструкторские услуги.
Повысить роль и значение акционеров.
Обеспечить наших клиентов высококачественными продуктами.
Понятно, что первые два заявления оставляют гораздо меньше шансов для неправильного толкования, чем другие. Эмпирическая проверка заявления такова: если это заявление может быть чьим угодно, то оно не будет отражать нужное направление и важные моменты. Миссия определяет параметры для разработки целей.
Долгосрочные цели и задачи. Цели представляют миссию организации в конкретной, специфической и измеряемой форме. Организационные цели определяют (более мелкие) цели для всех уровней организации. Цели определяют направление, в котором, по мнению менеджеров, должна развиваться компания. Цели подробно отражают: куда идет компания и когда она их достигнет. Обычно цели организации связаны с рынком, товарами, инновациями, производительностью, качеством, финансами, рентабельностью и людьми. В каждом случае цели должны быть настолько оперативными, насколько это возможно. Это значит, что цели должны иметь временные рамки, поддаваться измерению, быть определенными и реалистичными. Доран создал памятку (см. табл. 1), которая весьма полезна при составлении целей.
Таблица 1 - Характеристика целей
S |
Конкретная |
Будьте конкретны при постановке цели |
M |
Измеряемая |
Устанавливайте индикаторы прогресса, поддающиеся измерению |
A |
Распределяемая |
Определите каждому цель для выполнения |
R |
Реалистичная |
Определите, что реально можно сделать с имеющимися ресурсами |
T |
Временная |
Определите, когда может быть достигнута цель, т.е. продолжительность |
Цели каждого уровня отражают общую цель, и чем ниже уровень, тем более детальны цели. Например, если компания, производящая кожаные комплекты дорожных чемоданов, ставит цель увеличить объем продаж на 40% через стратегию научных исследований и разработок, то ответственность возлагается на отделы маркетинга, производственный отдел и отдел научных исследований и разработок.