Методы управления в организации
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом - это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера.
В системе методов управления персоналом выделяют:
· Административные методы;
· Экономические методы;
· Социально-психологические методы.
Рассмотрим более подробно каждый метод в отдельности.
) Административные методы управления. Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия:
· организационные воздействия,
· распорядительные воздействия,
· материальная ответственность и взыскания,
· дисциплинарная ответственность и взыскания,
· административная ответственность.
) Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма. Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
) Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Приведем общие методы управления на предприятии ООО «ОШПУ» в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Общие методы управления организацией
Название группы методов |
Формы проявления |
Преимущества |
1 |
2 |
3 |
Административные |
Материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскание, административная ответственность |
Соблюдение дисциплины и выполнение, чувство долга, стремление трудиться в данной организации |
Экономические |
Премирование сотрудников, определение стоимости труда сотрудника, определение коэффициента трудового участия. |
Стремление сотрудников к материальному поощрению. |
Социально-психологические |
Обеспечение персонала социальными гарантиями, безопасность труда, корпоративная культура предприятия, признание работника как ценного специалиста, карьерный рост |
Социальная защищенность персонала, комфортное психологическое состояние коллектива, отсутствие конфликтов |