Принятие управленческих решений
) разработка вариантов решений: формулирование требовaний-oгpaничeний, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;
) выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, выбор предпочтительного решения;
) организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.
Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, a также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, a также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности.
Охарактеризуем тип вышеуказанных управленческих решений - это общие (по масштабам воздействия), стратегические (по времени действия), многокритериальные (по числу критериев), многоуровневые (по глубине воздействия), письменные (по способу фиксации), уравновешенные (по характеру разработки и реализации), планирующие (по функциональной направленности) и, наконец, коллегиальные (по своей организации).
Процесс принятия стратегических решений на ООО «ОШПУ» состоит из нескольких этапов:
) получение информации о ситуации. Данный процесс происходит в большинстве случаев снизу вверх. Необходимая информация запрашивается генеральным директором компании у своих заместителей. Заместители в свою очередь озадачивают сбором информации подчиненных им руководителей подразделений. Информация снизу вверх поступает генеральному директору, обобщается и в форме отчета представляется;
) определение целей. Цель формируется при разработке повестки собрания управляющих и в письменном виде доводится до каждого члена собрания. Также она фигурирует и в протоколе собрания, который ведет секретарь фирмы;
) анализ ситуации. На данном этапе выделяются основные критерии для принятия решения. Основные методы, применяемые на данном этапе:
дополнительный обмен информацией между участниками принятия решений;
согласование противоположных точек зрения;
поиск компромисса;
обсуждение сценариев развития ситуации;
выбор оптимального варианта;
принятие управленческого решения в процессе коллективного открытого голосования.
Процесс принятия управленческих решений директором предприятия также состоит из нескольких этапов:
) постановка задач по предоставлению информации, необходимой для анализа;
) анализ информации и постановка задач заместителям по разработке альтернативных вариантов управленческого решения;
) подготовка заместителями директора экономического обоснования предложенных альтернатив управленческого решения;
) выбор наиболее привлекательного, с точки зрения экономического эффекта, варианта решения.
Пример экономического обоснования, предоставляемого директору предприятия для обоснования целесообразности внедрения нового направления деятельности подразделения ООО «ОШПУ».