Антикризисное развитие
стратегический управление проект
Основной целью при формировании антикризисной стратегии развития предприятия должна стать максимизация его стоимости. Ключевой целью антикризисного управления в фазе трансформации и кризиса должно стать преодоление устойчивой тенденции к понижению стоимости предприятия. Не менее важными задачами, от выполнения которых зависит конечная устойчивость предприятия, являются: восстановление платежеспособности и ликвидности, снижение расходов, улучшение финансово-экономических и производственных показателей. В рамках осуществления антикризисного управления стоимость предприятия должна рассматриваться в качестве количественной интерпретации цели и вектора его стратегического развития, а также как базовый критерий эффективности совокупности принимаемых управленческих решений.
Обоснование критерия повышения стоимости предприятия в качестве агрегированного индикатора эффективности реализации антикризисной стратегии обуславливает необходимость трансформации общих стратегических целей в системные целевые показатели результативности в плоскости взаимодействия функционального, производственного, операционного уровней предприятия. Сформированные показатели целесообразно напрямую привязать к созданию стоимости и обеспечить их взаимодействие с основными решаемыми задачами всех иерархических уровней управления. На практике необходимо выделять как финансовые, так и операционные факторы создания стоимости, так как финансовые показатели в большей степени отражают исключительно результаты деятельности, однако не раскрывают механизмов их достижения и совершенствования, а также не учитывают уровень использования интеллектуального потенциала предприятия и использования нематериальных активов, в большей степени определяющих в современной экономике уровень устойчивости предприятия.
Выбор ключевых факторов стоимости должен осуществляться на основе следующих параметров: жизненного цикла предприятия; уровня чувствительности результирующего агрегированного индикатора стоимости к различным факторам стоимости; уровня развития потенциала повышения стоимости за счет роста эффективности различных направлений деятельности, выраженной количественно в конкретных финансовых и операционных факторах стоимости; учета волатильности ключевых факторов стоимости. При этом оценка волатильности ключевых факторов стоимости выступает одним из узловых моментов разработки антикризисной стратегии на основе управления стоимостью предприятия, так как дает возможность выявить те факторы, определяющие рискованность бизнеса и его чувствительность к изменениям внешней среды. Принципиальная схема разработки антикризисной стратегии предприятия, должна включать в себя следующие этапы: выявление ключевых факторов стоимости с учетом их приоритетности; определение интервалов возможного изменения факторов стоимости без существенных негативных последствий для предприятия, а также проведение систематического мониторинга ключевых факторов стоимости, формирование системы обратных связей для оперативного выявления факторов, содействующих понижению стоимости; формирование комплекса мероприятий, способствующих приведению системы к динамическому равновесию при выходе узловых параметров за установленные интервалы. Антикризисная стратегия основывается не столько на анализе среды, выявлении ключевых компетенций и конкурентных преимуществ предприятия, описании его бизнес-модели, сколько на организации комплексной аналитической модели функционирования производства в контексте динамических изменений внешней и внутренней среды. Основное предназначение модели - выявление и развитие потенциала антикризисного функционирования, преодоление барьеров роста на основе управления стоимостью предприятия.