Особенности функций управления персоналом при сезонном режиме работы предприятия
Между целями и функциями существуют определенные различия. Цель
- это состояние, к которому стремятся, а функция
- это фактическое действие.
Цели организации характеризуются тремя признаками:
они отражают желаемые состояния в будущем;
они обозначают эти состояния конкретно и отличаются от индивидуальных целей тем, что обладают свойством, обязательным для всех работников предприятия;
их официально утверждают, а руководство предприятия одобряет.
Цели выполняют три функции:
управления;
координации;
контроля.
Цели - это стимул для поведения, поэтому они управляют поведением. Они позволяют и стимулируют взаимное согласование поведения и в этом смысле выполняют координирующую функцию. И наконец, цели определяют выработку критериев для контроля.
Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:
определение целей и основных направлений работы с персоналом;
определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;
организацию работы по выполнению принятых решений;
координацию и контроль над выполнением намеченных мероприятий;
постоянное совершенствование системы работы с персоналом.
Когда общая стратегия организации осознана, становится возможным установить индивидуальные функции управления персоналом, которые будут совмещаться с ней (стратегией) наилучшим образом [3].
Необходимость согласования между собой стратегии управления персоналом и стратегии предпринимательства охватывает основные функции управления и включает:
подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
оценку персонала;
развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;
наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
В практическом плане можно выделить следующие основные функции управления персоналом:
четкое понимание и реализацию стратегических и тактических целей своей фирмы;
прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе для принятия учреждающих мер;
анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
мотивация персонала;
оценка и обучение кадров;
содействие адаптации работников к нововведениям;
создание социально комфортных условий в коллективе;
решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
При этом сохраняются и традиционные задачи по административной работе с кадрами.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
При таких условиях найма, естественно, повышается значение функциональных обязанностей, связанных с обеспечением трудовых отношений, решения социальных вопросов, расширяется круг обязанностей в рамках функций найма, трудоустройства, материального вознаграждения.
В теории управления персоналом обычно выделяют восемь основных функций:
планирование потребностей;
отбор и найм;
развитие и ориентация;
продвижение по службе;
оценка и вознаграждение [37].
Некоторые работы на предприятиях носят сезонный характер. Прежде всего, это связано с природными и климатическими условиями. Перечни таких работ утверждаются Правительством Российской Федерации. К сожалению, работодатель не всегда знает, как правильно оформить трудовые отношения с сезонным работником. Многие не принимают во внимание, что на таких работников распространяются всегарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством.