Подготовка корпоративного коуча для оптимизации внутрифирменных взаимоотношений в ОАО «ИТЕКО»
Одним из наиболее традиционных путей решения проблем и задач в компании является тренинг. Основная задача тренинга - это совершенствование и развитие практических навыков, доведение их до определённого автоматизма.
Ключевые задачи, которые могут решаться в тренинговых мероприятиях, следующие:
- становление и закрепление профессиональных навыков, пополнения недостающих знаний;
- приобретение и расширение предметных знаний;
формирование и совершенствование способностей;
освоение новых средств и способов их использования, подходов и методов работы;
становление команды и приобретение навыков эффективной командной работы;
совершенствование личностных качеств;
- переход на качественно новый уровень работы;
порождение инноваций, обеспечивающих повышение эффективности деятельности;
оптимизация процесса изменений любого рода: модернизация, рост, реструктуризация и т. п.
- исправления недостатков в выполнении работником должностных обязанностей;
доведения до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях;
закрепления навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций (обслуживание клиентов, т.п.).
Если говорить о тренинге и тренинговых программах в организации то существует несколько вариантов обучения персонала, рассмотрим крайние из них, которые возможно применить в ОАО «ИТЕКО»:
- Руководство «вдруг» решает, что нужно обучить персонал. Заказывается семинар-тренинг для сотрудников - по технологии продаж, по ведению переговоров, по эффективному менеджменту. Проводится разовое обучение или цикл, и в конце ставится «галочка»;
Прописываются компетенции, определяется и описывается желаемое поведение сотрудников, выстраивается система аттестации. Выстраивается система обучения, направленная на формирование необходимых навыков. В лучшем варианте еще и проводятся периодические собеседования с сотрудниками по результатам обучения.
О недостатках первого варианта говорить не приходится, это и так понятно. Его рассматривать мы не будем. А вот о втором варианте стоит поговорить. Именно его я и предлагаю для внедрения в ОАО «ИТЕКО». Кажется, что все в нем предусмотрено, всё продуманно. Такая система хорошо зарекомендовала себя на Западе, обкатана в крупных компаниях. Тем не менее, у каждой медали есть обратная сторона. Есть она и у этой системы, особенно когда она просто переносится по образу и подобию западных компаний.
Главная проблема тренинговой программы заключается в том, что не учитывается важный фактор: желание делать (действительно делать на все 100%) не возникает только от того, что человек ценит свое рабочее место и «должен» работать лишь в соответствии с инструкцией, но и в том, что перед вернувшимся с тренинга участником встает вопрос о необходимости перенести навыки из «виртуальной» реальности тренинга в «суровые будни» каждодневного бизнеса. Основное ограничение тренингов как метода повышения результативности состоит в том, что невозможно создать и «отработать» готовые решения, подходящие для всех без исключения ситуаций отработка навыков не дает универсальных решений, а дает, в первую очередь, ограниченный набор шаблонов поведения. Особенно отчетливо это ограничение проявляется в условиях узкого «технологичного» подхода к управлению персоналом или взаимодействию с людьми.