Основные этапы развития теорий мотивации
За прошедший XX век было разработано довольно много теорий мотивации трудовой деятельности, которые оказали существенное влияние на современное управление человеческими ресурсами и которые условно можно разделить на три группы:
) ранние теории мотивации;
) теории содержания;
) теории процесса
Что касается ранних теорий мотивации, то здесь традиционная модель была предложена Фредериком Тейлором в начале XX века. По мнению ученого, каждый руководитель должен самостоятельно определять наиболее эффективные способы выполнения повторяющихся заданий и уже, затем на основе этого побуждать своих подчиненных к достижению наивысшей производительности, используя при этом систему денежных стимулов. Отсюда вытекаем прямая зависимость: чем выше производительность, тем больше платят. В основе этой точки зрения лежит то, что руководитель знает дело намного лучше, чем его подчиненный, который по природе своей ленивый и не склонный к проявлению самостоятельности, и поэтому его мотивируют в основном деньги и понимание того, как результаты его деятельности влияют на уровень заработной платы.
Автором следующей ранней теории мотивации труда стал Х. Дуглас Мак-Грегор, который предположил, что людям присуща изначальная нелюбовь к работе и стремление при возможности избежать её. Мак-Грегор также как и Тейлор считал, что работники - ленивые существа, которые избегают ответственности в любом её проявлении, и поэтому предпочитают, чтобы ими руководили, в результате чего, работа рассматривается не как предмет первостепенной важности. В отличие от Тейлора Мак-Грегор считал, что руководители должны или принуждать работника трудиться, мотивируя его высокой зарплатой, или заботиться о нем, вследствие чего, такая теория была признана более оптимистичной. Согласно этой теории, работа для человека столь же естественна, как отдых или игра. Люди стремятся работать, и в правильно организованных обстоятельствах получают большое удовлетворение от работы. Они обладают способностью принимать, даже искать в работе ответственность и творчески и инициативно подходить к решению производственных проблем [14, с.103].
Далее рассмотрим содержательные теории мотивации и самую известную из них теорию Абрахама Маслоу [25, с.59], которая впервые была опубликована в 1943 году. Исследуя поведение человека, Маслоу отмечал, что людьми движет стремление к удовлетворению большого числа своих потребностей, которые Маслоу разделил на пять групп, представленные на рисунке 1.2.1
Отдельные потребности влияют на поведение в соответствии с двумя основными принципами:
принципом дефицита - удовлетворенная потребность не мотивирует;
принципом приоритета - категории потребностей находятся в строгом соподчинении. Потребность каждого следующего уровня активизируется и начинает определять поведение только тогда, когда удовлетворены потребности предыдущего уровня.
Рисунок 1.2.1 - Мотивационная модель А. Маслоу
Вторая теория содержания - теория Клейтона Альдерфера, которая возникла как реакция на критику иерархической модели Маслоу [6, с.116]. Альдерфер предложил более простую структуру человеческих потребностей, выделив всего три уровня:
) потребности существования;
) потребности в социальных связях;
) потребности роста.
Альдерфер считал, что потребности не актуализируются в каком-то определенном порядке; их актуализация зависит как от индивидуальных особенностей человека, как и от специфики ситуации. Любая потребность может актуализировать независимо от других и в любом порядке.
Сопоставим две эти теории и результаты представим в виде таблицы.