Основные этапы развития теорий мотивации
Таблица - 1.2.2 - Сопоставление иерархической модели А. Маслоу и теории К. Альдерфера
Модель Маслоу |
Теория К. Альдерфера |
1 |
2 |
1. Самореализация 2. Потребность в оценке и уважении |
Потребности роста |
3. Социальные потребности |
Потребности в социальных связях |
4. Потребности в безопасности 5. Физиологические потребности |
Потребности существования |
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга утверждает, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. На удовлетворенность работой влияют: достижения и признание успеха; работа как таковая; ответственность, продвижение по службе; возможность профессионального роста. Перечисленные факторы Герцберг назвал мотиваторами.
В свою очередь на неудовлетворенность работой влияют: способ управления; политика организации и администрации; условия труда; межличностные отношения на рабочем месте; заработная плата; неуверенность в стабильности работы; влияние работы на личную жизнь. Эти внешние факторы Герцберг назвал гигиеническими.
По мнению ученого, удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до положительного [8, с. 226].
В таблице 1.2.3 приведены основные принципы обогащения содержания работы для мотивации трудовой деятельности.
Таблица 1.2.3 - Принципы обогащения содержания работы по Ф. Герцбергу
Принцип |
Задействованные факторы мотивации |
1 |
2 |
1. Отмените некоторые виды контроля, сохранив ответственность. |
Ответственность и чувство достижения. |
2. Повысьте ответственность работников за результаты их работы. |
Ответственность и признание. |
3. Выделите работнику целостный блок работы (деталь, отдел и др.). |
Ответственность, чувство достижения и признания. |
4. Предоставьте работнику дополнительные полномочия. |
Ответственность, чувство достижения и признания. |
5. Периодически советуйтесь с самим работником, а не с его непосредственным начальником. |
Внутреннее признание, самоуважение. |
6. Предлагайте работнику новые, все более трудные задачи. |
Профессиональный рост и обучение. |
7. Поручайте работникам задания, требующие особых знаний и навыков. |
Ответственность, профессиональный рост и обучение. |
Процессуальные теории рассматривают мотивацию трудовой деятельности не с точки зрения индивидуальных человеческих потребностей, а на основании процессов сравнения себя с другими.