Анализ SWOT
Любая производственная система функционирует в дифференцируемой динамично изменяющейся среде, поэтому выработка стратегии ее поведения в значительной степени связана с учетом факторов окружающей среды. Учет этих факторов не возможен без их анализа. В общем виде анализ среды фирмы есть процесс мониторинга организационного окружения, идентифицируемый с настоящими и будущими угрозами и благоприятными возможностями, которые могут влиять на способность фирмы к достижению ее целей. Среда организации может быть разделена на внешнюю и внутреннюю среду. Для эффективного управления руководитель должен иметь полную информацию о внешней и внутренней среде организации. Анализ внутренней и внешней среды необходим для разработки стратегий организации.
SWOT-анализ - это оценка состояния компании с точки зрения ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, то есть анализ ее внешней и внутренней среды. Как правило, анализ проводится в два этапа. На первом этапе необходимо выявить «Возможности», а затем - «Угрозы». На втором этапе сначала определяются «Сильные стороны», затем - «Слабые».
Анализ внешней среды проводится по следующим факторам:
1. экономический - показывает, как используются и распределяются ресурсы внутри этой среды (темпы инфляции, инфляция, уровень занятости, уровень безработицы, уровень налогообложения);
2. политический - включает компоненты, которые относятся к категориям государства (государственный строй, отношение государства к различным отраслям хозяйства, нормативные акты местных органов, кредиты, ссуды, финансирование);
. социальный - определяет характеристики общества, в котором существует организация (уровень образования, обычаи, верования, образ жизни, демографическая ситуация);
. технологический - включает подходы к производству товаров и услуг, а также анализ общего состояния производственного аппарата, уровень автоматизации и компьютеризации производства;
. юридический - состоит из действующего законодательства. Анализ правового компонента дает организации возможность определить допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими хозяйствующими субъектами, а также с государственными и муниципальными структурами;
. факторы конкуренции - анализ конкурентов и их деятельности, выявление их слабых и сильных сторон.
К основным компонентам внешней среды относятся: потребители, конкуренция, рабочая сила, поставщики. Потребитель - этот компонент отражает характеристики и поведение тех, кто покупает товары и услуги. В нашем случае тех, кто платит за услуги фирмы «Спутник». Конкуренция - компонент, характеризующий уровень конкуренции на рынке определенного товара или услуги. Знание своих конкурентов является ключевым фактором разработки эффективной стратегии. Анализ конкурентной среды предусматривает исследование таких факторов, как предприятия-соперники, рыночная власть потребителя. Анализ рабочей силы выявляет уровень квалификации, возможность переподготовки, ожидаемый уровень заработной платы, возраст потенциальных рабочих, а также дает возможность выявить потенциальные возможности обеспечения организации кадрами, необходимыми для решения поставленных задач.
Анализ внутренней среды организации - процесс комплексного анализа внутренних ресурсов предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Под сильными сторонами компании понимают виды деятельности, в которых компания превосходит конкурентов, или особенности, обеспечивающие ей дополнительные конкурентные возможности. Сильные стороны предполагают отсутствие или недостаточность существенных для конкуренции ресурсов, а также виды деятельности, в которых компания уступает конкурентам, или условия, ставящие ее в неблагоприятное положение. Слабые стороны могут быть обусловлены недостатком навыков, опыта или интеллектуального капитала, значимых для конкуренции материальных. Нематериальных и организационных ресурсов, конкурентных возможностей в ключевых сферах. Слабые стороны не обязательно делают компанию конкурентно уязвимой: это зависит от их конкурентной значимости и способности компании компенсировать их за счет других ресурсов.