Совершенствование нематериальной системы мотивации работников гальванического цеха ОАО «БелЗАН»
При всей привлекательности экономических форм воздействия на мотивацию работников, особое внимание следует уделить и системе нематериального стимулирования.
Из проведенного исследования мотивирующих и демотивирующих факторов сотрудников ОАО «БелЗАН» было выявлено, что одна из проблем мотивации персонала лежит в области информированности. Поэтому для улучшения мотивационной среды рекомендуется давать полную информацию по средствам локальной сети интранета, что позволит наладить обратную связь с руководством предприятия разного уровня. Здесь же предлагается размещать разного рода объявления. Например, объявления о различных внутризаводских конкурсах и соревнованиях, по итогам которых отличившиеся сотрудники получают единовременное вознаграждение. Такие мероприятия не должны иметь разовый характер, а проводиться регулярно, что поспособствует сплочению коллектива и приобщению их к внутризаводской культуре.
Информацию о достижениях предприятия следует выкладывать на специальном сайте в интернете с общим доступом. Там же необходимо рассказывать о передовиках производства и о их личном достижение на рабочем месте. Это своеобразная «доска почета», только уже с применением современных технологий. Раньше передовиками «могли гордиться» только в пределах завода, а сейчас это можно вынести на всеобщее обозрение в сеть Интернет.
Данное мероприятие позволит работнику почувствовать свою сопричастность и значимость, отмеченную руководством ОАО «БелЗАН».
Помимо известности в сети, передовиков производства предлагается поощрять знаками отличия, которые потом могут найти свое отражение в системе повышающих показателей за индивидуальный вклад.
Также индивидуальный вклад работника предлагается поощрять введением инструкции, которая бы регулировала вопросы стимулирования инноваций. Так, например, можно ввести норму, согласно которой поощрялись бы рационализаторские предложения, которые находят применение. Если предложение принимается, то его автор получает 25% от общей суммы экономии в течение двух лет после внедрения инновации.
Также руководству ОАО «БелЗАН» следует особое внимание уделить психологическому состоянию своих работников. Ведь каждый из них ежедневно испытывает на работе стресс, связанный с условиями труда, самой профессией, с организацией рабочего места. Стресс, связанный с негативным влиянием на работника особенностей организации: неправильно (по мнению работника) выстроенной иерархией, кадровой политикой, невозможность карьерного роста и т.п.
Непосредственные причины рабочего, профессионального стресса чаще всего связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Следствием длительного стресса может явиться синдром профессионального «выгорания» и хронической усталости. А в момент сильного и длительного стресса человек инстинктивно уподобляется животному и переходит на нижнюю ступень пирамиды потребностей А. Маслоу. В такой ситуации работника мотивируют сугубо биологические стимулы: наличие еды, потребность в отдыхе, собственной безопасности и т.п.
Чтобы избежать эмоционального «выгорания» работников, ОАО «БелЗАН» предлагается в качестве эксперимента организовать в гальваническом цехе работу Кабинета восстановительной психологии. Инновация подхода к решению проблем, связанных с профессиональным стрессом, путем создания подобного кабинета заключается в том, что сотрудник в перерывах между работой или в свое свободное время имеет возможность бесплатно получать в грамотном сочетании массаж, релаксацию, восстановление трудоспособности и о бучение приемам саморегуляции и защиты от стресса.
В результате внедрения в производственный процесс такого кабинета предприятие получит:
существенный рост продуктивности деятельности;
получение концентрации внимания работников;
выполнение большого объема работ за меньшее время;
снижение количества ошибок и брака при производстве продукции;
снижение травматизма;
сокращение текучести кадров, а значит предотвращение потерь квалифицированных работников;
снижение общей заболеваемости и сокращение потерь по больничным листам;
в итоге, повышение мотивации сотрудников.
Представим предложенные мероприятия, улучшающие нематериальную мотивацию в виде таблицы 3.3.1.
Таблица 3.3.1 - Система нематериального стимулирования
Мероприятие |
Эффект |
1 |
2 |
1.Передача информации по локальной сети интранет |
Позволит наладить обратную связь с руководством предприятия разного уровня |
2.Внутрифирменные соревнования |
Способствуют сплочению коллектива и приобщению их к внутризаводской культуре |
3.«Доска почета» по средствам сети Интернет |
Позволит работнику почувствовать свою сопричастность и значимость, отмеченную руководством |
4.Кабинет восстановительной психологии |
существенный рост продуктивности деятельности; получение концентрации внимания работников; выполнение большого объема работ за меньшее время; снижение количества ошибок и брака при производстве продукции; снижение травматизма; сокращение текучести кадров, а значит предотвращение потерь квалифицированных работников; снижение общей заболеваемости и сокращение потерь по больничным листам; в итоге, повышение мотивации сотрудников. |