Промышленное проектирование в России: тенденции и перспективы развития
Основные направления реформирования НПК:
- создание на базе групп организаций специализированных отраслевых и многопрофильных научно-технических центров (НТЦ);
- реформирование системы финансирования НИОКР;
- коммерциализация результатов НИОКР за счет развития инновационной деятельности;
- проведение внутренних преобразований в организациях НПК [9, c. 290-392].
Проектом реформирования НПК предусматривалось создание на базе групп институтов трех отраслевых
НТИЦ (Инженерный Центр ЕЭС, НТИЦ ФСК, НТИЦ гидротехнических сооружений) и шести территориальных НТИЦ (Волжский, Южный, Уральский, Сибирский, Северо-Западный, Дальневосточный НТИЦ), что соответствует мировой практике предоставления комплексных инжиниринговых и проектных услуг.
Основные преимущества создания НТИЦ: комплексность при выполнении работ, пользующаяся у заказчиков большим спросом, многопрофильность и возможность диверсификации рынков, способность выполнять крупные заказы «под ключ», повышение эффективности работ организаций НПК.
Рынок проектировочных услуг в электроэнергетике начал выходить из двухлетнего застоя после того, как 11 августа 2010 года правительство РФ утвердило откорректированные обязательные инвест-программы ОГК и ТГК до 2015-2017 годов. Всего предстоит увеличить мощности на 25,7 ГВт.
Кроме организаций, представленных на рисунке 1.4, существует ряд независимых фирм комплексного инжиниринга, таких как Холдинг «Энергостройинвест», ОАО «Группа Е4», ЗАО «КЭС - ЭнергоСтройИнжиниринг» и т.д.
Рисунок 1.4 -
Структура научно-проектного комплекса России (НПК)
Как правило, это относительно «молодые» предприятия созданные на базе отраслевых проектных институтов, монтажных и наладочных организаций и вобравшие в себя опыт фирм-основателей и перспективные, соответствующие современным тенденциям идеи нового руководства.
Следует отметить, что в течение нескольких лет в энергетической отрасли России были проведены существенные изменения, связанные с переходом к рыночному регулированию. Закономерным финалом реформы стало прекращение существования РАО «ЕЭС России» 1 июля 2008 г. и начало реализации крупных инвестиционных проектов.
Как известно, ранее в рамках реформирования РАО «ЕЭС России» прошла продажа его проектных активов и создание на их базе новых инжиниринговых энергетических компаний [7, c. 301].
Каждый из вновь пришедших владельцев рассчитывает на получение высокого уровня доходности в текущий момент и в перспективе, а также повышение капитализации активов. Достижение указанных целей возможно на основе гибкой стратегии развития предприятий, способной обеспечить своевременную реакцию на происходящие в отрасли перемены.
Объемы контрактов в масштабах рынка сократились до 100 МВт в квартал. Для сравнения: с 2007 до середины 2008 года такой объем контрактовался ежемесячно. В начале 2009 года, когда было объявлено о реструктуризации инвест-программ энергетических госкомпаний, рынок и вовсе замер в ожидании - до августа 2010-го. Спрос на услуги инжиниринговых компаний оказался вдвое ниже прогнозного. К тому же половина законтрактованных проектов не реализовалась. Опытные проектировщики и другие специалисты покидали компании. У ОАО «Группа Е4», например, была заморожена половина объема работ.
Компании проектной энергетической отрасли представлены тремя группами основных игроков.
1. Компании, созданные на базе проектных и научно-исследовательских институтов РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром» (ОАО «Инженерный центр ЕЭС», ОАО «Инженерный центр энергетики Урала», ОАО «СевЗап НТЦ», ОАО «Газпром промгаз» и др.).