Совершенствование системы оценки деятельности руководителя
Рассматривать оценку труда руководителя учреждения УИС следует с разных сторон. Это и оценка непосредственно качества труда руководителя, и результатов этого труда, а также оценка личностных и деловых качеств руководителя.
Существует также подход к оценке руководителя, основанный на оценке его личности, таких его личных качеств, как умение организовать свой труд и труд подчиненных, твердость, решительность при принятии сложных и ответственных решений и др. Личные качества руководителя во многом позволяют предвидеть эффективность его деятельности и принять необходимые для ее повышения меры.
Поэтому я предлагаю для оценки деятельности руководителя использовать не отдельные методы оценки, а комплексную оценку руководителей.
В организации и проведении данной процедуры необходимо отметить субъектов оценки деятельности руководителя учреждения, к ним относятся:
вышестоящее руководство;
подчиненные;
сам руководитель (самооценка).
Кроме этого, оценка деятельности руководителей может проводиться и независимыми экспертами.
В научной литературе и на практике наблюдается большое разнообразие методов оценки управленческих кадров. Их классификацию можно производить по различным основаниям:
1. Методы описательного характера, раскрывающие качества работников без их количественного выражения:
Матричный - один из самых простых и распространенных описательных методов. Его суть заключается в сравнении фактических качеств руководителя с набором качеств, требуемых занимаемой должностью.
Метод эталона напоминает предыдущий, но сравнивает фактические данные не с положенными по должности навыками и поведением, а с характеристиками наиболее успешных руководителей в данном направлении.
Система произвольных характеристик - тоже распространенный метод. Он предусматривает достаточно свободную (устную или письменную) форму оценки руководителя. Эксперты описывают выдающиеся успехи и упущения оцениваемого за определенный период его деятельности.
Метод оценки выполнения похож на предыдущий. Экспертами могут быть также руководители, но оценивать они будут не яркие моменты деятельности оцениваемого, а всю его работу за определенный период времени.
Метод групповой дискуссии тоже относится к описательным. Он, наверное, наиболее часто используется отечественной практикой. Метод групповой дискуссии позволяет по определенным критериям выбрать наиболее активных, самостоятельных, логично рассуждающих людей.
Данные методы обычно используются при оценке руководителя учреждения УИС во время аттестации. При этом оцениваются следующие качества руководителя:
деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей;
характеристики их поведения в различных ситуациях;
качество выполнения управленческих функций;
характеристики применяемых средств руководства;
показатели результатов деятельности возглавляемых коллективов;
результаты организаторской деятельности;
успешность установления и достижения руководителями целей управления --конкретными коллективами.
2. Комбинированные методы, включающие в себя описательный принцип и количественные измерители. К ним относятся:
Тестирование - оценка руководителя по степени решения им заранее подготовленных производственных задач (тестов).
Определение коэффициента интеллекта руководителя (количественных показателей качественного уровня решения заранее подготовленных производственных задач).
Метод суммируемых оценок заключается в определении экспертами частоты проявления ("постоянно", "часто", "иногда", "редко", "никогда") у руководителя тех или иных качеств и присвоении определенных балльных оценок за тот или иной уровень частоты.
Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого.
Также я хочу предложить для оценки деятельности руководителя ещё несколько методик, которые можно использовать как в уголовно-исполнительной системе, так и в любой гражданской организации.