Сущность интеграции и механизма оперативного управления организацией
Интеграционные процессы в менеджменте предполагают рациональное объединение усилий, предварительно распределенных в пространстве и во времени в интересах специализации как способа повышения производительности и эффективности труда.
Основными источниками интеграции управления являются:
♦ цели организации;
♦ задачи организации;
♦ методология организации управления;
♦ гармонизация стратегии и тактики управления;
♦ рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении;
♦ сочетание формального и неформального управления;
♦ поиск разумного компромисса интра- и инфраменедж-мента (управления внутренней и внешней направленности).
Цель управления является той главной силой, которая объединяет людей в организации как в системе их совместной деятельности.
Задачи управления организацией отражают те последовательные, параллельные и последовательно-параллельные блоки решений, которые разграничивают обязанности, с одной стороны, и объединяют усилия, с другой стороны, по достижению намеченных целей.
Методология организации управления определяет выбор того варианта, управления (с линейной, линейно-функциональной, линейно-штабной, дивизионной, матричной, проблемно- или программно-ориентированной структурой и т.д.), который с наибольшим эффектом при минимальных затратах обеспечивает объединение всех функций организации.
Неразрывное перетекание имеющихся и вновь поступающих в организацию ресурсов в пространстве и во времени обеспечивает гармонизация стратегии и тактики управления.
Интенсивность деятельности, гибкость и адаптивность функционирования организации как системы в сложных, быстро меняющихся внешних условиях обеспечивает рационализация централизации и децентрализации в управлении.
Управление в организации требует от менеджера умения работать с разными характерами, объединять людей, использования лучшие качества их индивидуальностей. Все это требует сочетания формального и неформального управления в организации.
В процессе деятельности в организации менеджер постоянно вынужден увязывать свои управленческие усилия внутренней направленности с объективными внешними событиями, поскольку каждый сотрудник организации невольно сопоставляет то, что происходит внутри организации, с процессами развития других организаций. Все это требует от менеджеров поиска разумного компромисса интра- и инфраменеджмента (управления внутренней и внешней направленности).
Основными факторами, характеризующими интеграцию 'менеджмента в организации, являются:
♦ степень дифференциации управления;
♦ содержание и структура ценностей организации;
♦ технологии управления;
♦ система компетенций (наличие необходимой информации, |- как в виде знаний, так и в текущем информационном обеспечении);
♦ динамика промежуточных результатов по достижению уцелей организации;
♦ тип управления;
♦ стиль управления.
Структура интеграционных процессов в менеджменте организации представлена на рис. 1.
В современных условиях повышенной динамичности, нестабильности и неопределенности функционирования и развития предприятий и внешней среды, усиливающейся конкуренции и постоянно сокращающегося жизненного цикла продукции наиболее эффективными становятся системы оперативного менеджмента предприятий с их включением по важнейшим аспектам их жизнедеятельности. Главной задачей этих систем наряду с выживанием является обеспечение гибкости и адаптивности предприятий для развития и достижения успеха в бизнесе.
Факторы интеграции менеджмента: затраты, качество, время | |||
Нормативное управление |
Уровни интеграции менеджмента | ||
Регулирование деятельности организации |
Политика организации |
Корпоративная культура организации | |
Стратегическое управление | |||
Система управления организационной структурой |
Программа стратегического развития |
Изучение и решение проблем | |
Оперативное управление | |||
Формирование организационных процессов |
Реализация мероприятий |
Координация исполнительских действий | |
Структура |
Деятельность |
Поведение |
Составляющие интеграции менеджмента |