Исследование состояния мебельного рынка Белгородской области и оценка эффективности использования инструментов маркетинга для привлечения клиентов
Оперативное управление ООО «Торговый дом «Трим-Сервис» в первую очередь ориентируется на сбыт продукции и привлечение потребителей. Для этого необходима информация о состоянии потребительского рынка.
Исследование состояния мебельного рынка Белгородской области показало, что последние 4 года на рынке мебели наблюдается менее заметный период межсезонья в производстве мебели. В 2008 году поквартальные показатели производства постепенно выравнивались.
По оценке «Экспресс-Обзор» в 2009 году из-за экономического кризиса объем рынка мебели снизился почти на 29%, а в 2010 году на рынке наметилось небольшое оживление, но докризисный уровень 2007 года превысили только показатели объема производства и объема рынка, а импорт и экспорт не вернулись на прежний уровень.
Лидером по производству мебели среди округов России в течение последних 5 лет является Центральный федеральный округ. Второе место занимает Приволжский федеральный округ, третье - Южный федеральный округ.
На рынке Белгородской области функционируют 112 мебельных предприятий, осуществляющие свою деятельность в крупных городах области Белгороде и Старом Осколе и др. городах и поселках городского типа (рис.5).
В основном мебельные предприятия сконцентрированы в городах Белгород и Старый Оскол, на их долю приходится 90% всего мебельного рынка Белгородской области. И только 10% предприятий осуществляют свою деятельность в таких городах, как Алексеевка, Губкин, Валуйки и Белгородском, Новооскольском, Грайворонском, Старооскольском районах Белгоросдкой области.
Рис. 5. Мебельные предприятия, осуществляющие свою деятельность на рынке Белгородской области (в %)
Мебельные предприятия, работающие на рынке Белгородской области осуществляют как розничную продажу продукции, так и оптовую (рис.6).
Рис.6. Разделение мебельного рынка Белгородской области на предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю (в %)
Как мы видим из рис.5 объем оптовой торговли (56%) превалирует на объемом розничной торговли (%). Также, на наш взгляд, представляет интерес распределение мебельного рынка Белгородской области по направлениям деятельности мебельных предприятий (рис.7).
Рис.7. Распределение мебельного рынка Белгородской области по направлениям деятельности мебельных предприятий (в %)
По направлениям деятельности мебельные предприятия Белгородской области делятся на мебель - розничная торговля (36%), мебель - оптовая торговля (49%), мебель и товары для дома - розничная торговля (8%) и мебель, неэлектрические приборы, напольные покрытия - оптовая торговля (7%). В целом мебельный рынок Белгородской области растет и развивается с каждым годом: появляются новые торговые предприятия, увеличивается ассортимент продукции, улучшается ее качество, на фоне снижения ценовой политики.
Компания ООО «Торговый дом «Трим-Сервис» - один из поставщиков мебели в Белгородской области. Ассортимент насчитывает более пятидесяти наименований мягкой, офисной и корпусной мебели, кресел и спален (приложение 3).
В таблице 6 представлен анализ реализации продукции ООО «Торговый дом «Трим-Сервис» по ассортиментным группам. Мы выделили 14 ассортиментных групп, в которые входит от одного до 10 наименований товаров. Так, например, ассортиментная группа «Кресло» включает кресло детское «Комфорт», кресло операторское «Престиж» (разной комплектации), кресло операторское «Юпитер» (разной комплектации), кресло операторское производства Тайвань, кресло руководителя производство Тайвань, кресло руководителя производство Россия, кресло руководителя производство Украина, кресло (кож.зам) (приложение 3).
Товарная политика предприятия включает в себя наличие необходимого в соответствии с рыночной ситуацией ассортимента мебели, как по глубине, так и по широте охвата наиболее востребованных рынком ассортиментных позиций. Анализ таблицы 6 свидетельствует о том, что на протяжении 2007-2009 годов наблюдается рост продаж по всем ассортиментным группам. Наиболее востребованы такие ассортиментные группы как «Стол» (2007 г. - 38,09% всего товарооборота, 2008 г. - 37,68%, 2009 г. -37,72), «Диван» (2007 г. - 29,01%, 2008 г. - 28,86%, 2009 г. - 28,58%), «Кресло» (2007 г. - 24,63%, 2008 г. - 25,19%, 2009 г. - 25%). Остальной ассортимент занимает менее 10% годового товарооборота за последние 3 года.