Характеристика деятельности организации
Организации существуют в окружении, в определенной среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами; акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности; правительство с его налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои права и обязательства; постоянно меняющиеся технологии, оборудование и техника; требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов, изменения в политическом аспекте и т.п. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования.
На деятельность предприятия большое влияние оказывают внешнее окружение и внутренняя среда функционирования. Условно внешние факторы подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят: потребителей, поставщиков, конкурентов, государство. Их воздействие проявляется на конкретных экономических показателях предприятия (ресурсах, объеме деятельности, позиций на рынке и т.д.). Степень влияния может быть оценена количественно или по стоимости (в большинстве случаев).
К факторам косвенного воздействия относят: политику, экономику, социально-культурные, научно-технические, географические и др.
Рассмотрим факторы прямого воздействия на деятельность исследуемого предприятия.
1) Основные потребители:
Потребители - организации Чувашской Республики.
2) Одним из важнейших элементов внешней среды функционирования является установление хозяйственных связей с поставщиками.
Хозяйственные связи с поставщиками товаров включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров.
У ФГУ "Чувашский ЦСМ" большое количество поставщиков. Это объясняется тем, что многие оптовые предприятия в настоящее время узко специализированы. Поэтому приходится налаживать хозяйственные связи с поставщиками иногда даже по закупке только одного вида товара.
3) Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Сегодня между конкурентами идет открытая борьба за покупателя. Поэтому предприятие вынуждено вести активную деятельность по стимулированию сбыта и постоянно ее совершенствовать. Порядок расчета конкурентоспособности предусматривает:
- сбор информации по характеристикам товаров других организаций, представленных на рынке;
выявление из массива товаров аналогов оцениваемого ассортимента;
сопоставление цены и качества оцениваемого ассортимента и формирование заключения о конкурентоспособности предприятия.
Несмотря на рост конкуренции, предприятие продолжало укреплять свое положение на рынке по всем основным направлениям деятельности, обеспечив рост ресурсной базы, величины активов, собственных средств и получение прибыли.
Для оценки конкурентоспособности ФГУ "Чувашский ЦСМ" составим SWOT - анализ, где указываются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы.
Таблица 1
SWOT-анализ ФГУ "Чувашский ЦСМ"
Возможности: |
Угрозы: |
потенциально позитивные внешние факторы |
потенциально негативные внешние факторы |
улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание |
давление со стороны конкурентов |
контроль за расходами |
рост налогов |
появление новых поставщиков с гибкими системами скидок |
нехватка квалифицированных кадров |
рост уровня доходов предприятия | |
появление новых технологий |
нехватка квалифицированных кадров |
повышение общего состояния экономики, под воздействием которого формируется покупательский спрос и манера тратить деньги | |
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
потенциально позитивные внутренние факторы |
потенциально негативные внутренние факторы |
долгосрочные связи с постоянными поставщиками |
отсутствие единого механизма реализации инновационной политики в компании |
широкая ассортиментная матрица услуг высокого качества |
постоянная текучесть кадров |
наличие маркетингового отдела |
недостаточное финансирование |
поддержка предприятия со стороны налогового законодательства |
недостаточность проведения рекламных мероприятий, низкая эффективность НИОКР, инертность во внедрении современных методов работы и технологий |
постоянный мониторинг конкурентной среды |
недостаточная обеспеченность собственными финансовыми ресурсами |