Какие выгоды несут бизнесу социальные инвестиции
Конечно, социальная активность как конкурентное преимущество не сможет пересилить отличное качество или более низкую цену, но для компаний, работающих в условиях жесткой конкуренции социальный аспект может сыграть большую роль. Неудивительно поэтому, что среди наиболее социально активных компаний превалируют производители потребительских товаров и услуг.
Результаты исследований, проведенных Walker Information, выявили прямую связь между социальной ценностью компании (суммарным эффектом ее позитивного влияния на общество), ее репутацией и преданностью брэнду (brand loyalty) ее потребителей. Для компаний розничной торговли результаты просто ошеломительные. Увеличение социальной ценности компании на один пункт ведет к улучшению репутации на 0,55 пункта, в то время как увеличение экономической ценности на тот же пункт повышает репутацию только на 0,32 пункта. Таким образом, социальные показатели по сравнению с экономическими оказывают вдвое большее воздействие на репутацию фирмы.
С течением времени социальная активность становится не просто желательным, но необходимым направлением деятельности компании. С ростом социальной сознательности потребителей, корпорации должны удовлетворять все новым требованиям. Очевидно, что для потребителей в развитых странах все важнее становится экологическая составляющая. Для более чем 50% потребителей в Западной Европе важно, что товары произведены на экологически чистых производствах. Последние исследования показывают, что они готовы платить значительно больше за «чистую» энергию.
). Влияние социальной активности на человеческий капитал
Социальная активность может касаться не только внешних по отношению к компании объектов, но и персонала. Социальная активность позволяет набирать новый персонал и удерживать старый, повышая лояльность сотрудников. Она может способствовать развитию новых навыков работников, в частности, через волонтерские программы.
По мнению ведущего научного сотрудника Института социологии РАН Михаила Черныша именно к заботе о своих сотрудниках будет и должна в основном сводиться социальная ответственность бизнеса - в таком случае и репутация компании не пострадает, и рентабельность только повысится. «Грамотные менеджеры давно поняли, что самый лучший способ поиска подходящих кадров - это готовить их "смолоду", курируя талантливых студентов еще в институте. Дополнительная же мотивация персонала - это прямой способ повышения производительности труда в компании, которая в России, как известно, находится на очень низком уровне».
В 2001 году более половины выпускников MBA (Master of Business Administration) предпочитали выбирать компании, которые известны своим ответственным отношением к обществу, существенными социальными программами. Как видно, особую роль репутация компании играет именно при поиске и привлечении высокопрофессиональных кадров, работников высшего и среднего звена, которые оценивают не только уровень оплаты труда, карьерные перспективы, но и заботятся о собственной репутации и престиже.
Особенно важен аспект развития персонала для крупных корпораций и, в еще большей степени, для транснациональных (далее - ТНК). Для таких компаний необходимость привлечения персонала во всем мире и его постоянного возобновления превращает инвестиции в персонал в инвестиции в социальную среду в регионах присутствия.
Особенно большое значение такие инвестиции ТНК имеют в развивающихся странах, где государство не может самостоятельно решать социальные проблемы и обеспечивать поступление на рынок труда полноценных человеческих ресурсов. Вложения в человеческий капитал оправданы и с точки зрения повышения качества обслуживания потребителей.
Исследование 100 германских компаний показало положительную корреляцию между инвестициями в развитие персонала и курсом акций компании. 87% сотрудников европейских компаний чувствуют большую преданность социально-вовлеченным предприятиям (Fleishman Hillard Europe, 1999). 32% европейских менеджеров <в очень большой степени согласны> и 55% просто <согласны> скорее работать на компанию, которая поддерживает общественно-полезные программы (MORI, 1997).