Ситуация в области развития социальной политики российских компаний
Еще четыре года назад о социальной ответственности российского бизнеса как о самостоятельной проблеме никто не говорил. Взаимодействие бизнеса и общества в этом плане носило случайный и бессистемный характер. Под социальной ответственностью в основном понималась благотворительная деятельность отдельных олигархов. Эта благотворительность обычно зависела от личных пристрастий бизнесменов, и, чтобы не привлекать внимания проверяющих органов, такая деятельность бизнесом не афишировалась.
Тема социальной ответственности бизнеса в России активно обсуждается с тех пор, как президент Путин в своем послании 2003 года Федеральному собранию назвал приоритетной задачей победу над бедностью - Владимир Путин призвал олигархов делиться. Вскоре после этого был арестован один из топ-менеджеров ЮКОСа - Платон Лебедев. В октябре РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) решил помогать государству в реализации масштабных социальных программ и создал в союзе пост вице-президента "по социальной ответственности бизнеса" (Его занял Евгений Гонтмахер, который проработал шесть лет руководителем социального департамента аппарата правительства).
Слишком часто у нас бизнес имеет одну цель - прибыль. При этом он забывает о последствиях своих действий, нанося непоправимый вред стране, экологии, человеку, не задумываясь об интересах общества, (например, создание новых рабочих мест, разработка социальных программ и т.д.). В ответ на эти негативные тенденции, общество также настроено к предпринимателям в основном негативно. Президент Торгово-промышленной палаты России Станислав Смирнов отмечает: "Импортированная в начале века формула о том, что первоначальное накопление капитала неизбежно сопровождается преступлениями и насилием, смерчем прошла по нашему общественному сознанию". Поэтому становление новых отношений вызывает негативную реакцию к ним большей части населения. Директор московского бюро ЮНЕСКО Вольфганг Ройтер так же заметил, что отношение к предпринимательству в России все еще отрицательное: "Предпринимателя воспринимают не как человека, взявшего свою судьбу в свои руки, а как вороватую, нечистую на руку личность, не как основу благополучия общества, а как источник коррупции”.
Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет" провело опрос населения и предпринимателей, чтобы выяснить, как первые относятся ко вторым, а вторые к своей социальной ответственности перед обществом.
На вопрос: как вы относитесь к бизнесу и предпринимательству в целом, 64% опрошенных ответили, что положительно. Негативное отношение характерно для 11% участников опроса. О своем неприятии бизнеса как экономического образа существования заявили 2% респондентов.
% опрошенных руководителей ответили, что считают российский бизнес абсолютно социально безответственным (так же думает около 34% населения). Никто из опрошенных предпринимателей не считает, что отечественный бизнес в той же степени социально ответственен, как и на западных предприятиях (хотя так считает около 2% населения).
Таким образом, российские менеджеры оценивают уровень социальной ответственности российского бизнеса даже более критично, чем население в целом.
Хотя идеологически население приняло рынок, адаптировалось к нему, оно весьма настороженно, а то и резко негативно относится к личностям бизнесменов. А значит, социальный статус сегодняшнего отечественного бизнесмена весьма зыбок. Игнорирование этой проблемы в ближайшее время может привести к непредсказуемым по остроте и характеру проявлений социальным конфликтам.