Ситуация в области развития социальной политики российских компаний
§ Благотворительная деятельность в России активно развивается, но ее развитие возможно только в случае осознания корпорациями собственных выгод от благотворительной деятельности и развития института независимых благотворительных организаций.
Исследование подтвердило, что российский бизнес начинает чувствовать свою социальную ответственность: почти 90% генеральных директоров убеждены, что участие в развитии общества - это выгодное вложение средств, которое окупится в долгосрочном периоде, 42% из них готовы вносить дополнительный вклад в этот процесс. Вместе с тем, анализ причин заинтересованности бизнесменов в корпоративной благотворительности показывает, что у бизнеса нет целенаправленной стратегии на построение эффективного механизма взаимодействия с обществом.
Осознание того, что в современных условиях наиболее конкурентоспособным является социально ответственное предприятие - “корпоративный гражданин” формируется в среде российского бизнеса во многом под давлением PR- стратегий транснациональных корпораций. Последние используют для реализации программ по работе с “местным сообществом” различные структуры и механизмы, в их числе:
корпоративные фонды;
глобальные программы;
добровольная активность персонала компании;
стратегическое партнерство с НКО (некоммерческие организации);
поддержка национальных благотворительных центров.
Для российских компаний, стремящихся стать корпорациями мирового класса, использование подобного инструмента, способствующего улучшению имиджа на международной арене, становится необходимостью.
Подобная стратегия обеспечивает рост устойчивости и стабильности на общероссийском и местном уровнях не только крупным корпорациям, но и компаниям среднего и малого бизнеса. В то же время реальная оценка свидетельствует, что компаний, способных совершить подобный прорыв, сегодня единицы.
Для того чтобы компании заявляли цели, не способствующие напрямую росту прибыли, и твердо следовали им необходимо время. Автор оптимистичной книги об обществе будущего футуролог Ролф Йенсен считает, что «через 10 лет компания, чья единственная цель выражается итоговой цифрой в отчете о прибылях, перестанет быть привлекательным бизнес-партнером». Таким образом, компании будут вынуждены поддерживать принципы корпоративной социальной ответственности, создавать «политический капитал», что практически является вложением средств в доверие и репутацию. Как показывают исследования, общественное мнение и поведение потребителей в крупных городах России, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, уже намного ближе к поведению потребителей в европейских странах. Очень скоро россияне будут оценивать компанию не только по цене товара или услуги, удобству расположения, но и по ее ответственности перед обществом.