Ситуация в области развития социальной политики российских компаний
Таким образом, говоря о социальной ответственности бизнеса, необходимо иметь в виду в целом негативное отношение к нему со стороны населения. Доказать обратное, крупному бизнесу будет очень непросто. Взять, к примеру, отношение россиян к ЮКОСу после ареста Ходорковского. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди россиян по поводу ситуации вокруг компании ЮКОС после ареста Михаила Ходорковского. Значительное число россиян (43%) считает правильным решение Московского городского суда оставить под стражей Михаила Ходорковского, противоположного мнения придерживается меньшинство (18%). При этом 39% опрошенных не смогли высказать свое отношение к такому решению суда. Число тех, кто верит в благотворное влияние привлечения к ответственности олигархов составило 26%. 22% - доля тех, кто считает, что в развитых странах Запада после дела ЮКОСа представление о России улучшится.
Важно отметить тот факт, что проблемой социальных инвестиций заинтересовались крупные компании и корпорации, которые имеют многочисленных зарубежных партнеров, и они диктуют им перейти на другой уровень развития - погоня за прибылью не должна быть единственной целью, важнее становится взаимоотношение с окружающим миром, репутация и социальная ответственность. В связи с этим некоторые исследователи также отмечают, что именно процесс глобализации придал новый смысл вопросу о социальной ответственности бизнеса.
Наше время уникально по темпам появления новых и расширения активности уже существующих компаний. Сегодня в мире существует 45 000 транснациональных корпораций, имеющих более чем 280 000 иностранных филиалов. Многие из этих компаний имеют доход, который превосходит размер валового внутреннего продукта (ВВП) некоторых государств, и штат сотрудников, который по численности больше, чем население иных стран. Так, ежегодный доход "Сони" равен ВВП Новой Зеландии, а доход "Дженерал Моторс" превышает ВВП Южной Африки или Польши. Эти компании представляют собой новый важнейший мировой центр власти, от которого ожидается соответствующая его ресурсам ответственность за социальное благополучие.
Сегодня в России проблема участия частных предприятий в поддержке социальной сферы особенно важна и актуальна, так как государство часто не способно обеспечить социальные гарантии своим гражданам на должном уровне. Характер же благотворительной деятельности в России показывает, что компании в полной мере не осознают потенциальных выгод от социальной активности.
В 2001 году Ассоциация менеджеров России провела исследование, направленное на выявление основных черт корпоративной благотворительности в России чтобы выяснить основные тенденции и мотивы бизнеса, участвующего в социальных проектах, найти основные причины несостыковки интересов бизнеса и общества. Согласно обобщенным выводам исследования :
§ Представители бизнеса осознают необходимость социальной активности компаний, многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства;
§ Основной целью благотворительной деятельности менеджеры компаний видят улучшение имиджа компании;
§ Благотворительная деятельность в России носит в целом бессистемный характер:
Решения о выделении средств принимаются на основе личных симпатий первых руководителей компании;
Благотворительность не увязывается со стратегией компании.
§ Из-за недоверия к некоммерческим организациям-посредникам в основном практикуется прямая поддержка разовых мероприятий, что не позволяет создать действенную инфраструктуру рынка социальных проектов.