Способы снижения текучести кадров в ЗАО «ТатТГМ»
Но этого не достаточно, поскольку компанию интересует применение этих знаний на практике, которое оценивается по направлению «поведение». Оценка «поведения» производится на основе анкет, которые раздаются руководителям подразделений, чьи подчиненные прошли обучение.
С ROI увязывать эти показатели нет необходимости. Основным показателем остается ROI проекта. Оценка по направлениям - способ подтвердить, что рассчитанное значение ROI получено именно благодаря тренингу. Здесь можно провести некоторую аналогию с системой сбалансированных показателей: также есть четыре показателя, которые характеризуют эффективность проведенного обучения. Например, было получено высокое значение ROI. Однако на этот показатель мог повлиять не только проведенный тренинг, но и другие факторы, исключить которые нельзя. Чтобы убедиться в том, что на достигнутый результат в большей степени повлиял тренинг, проводится оценка по трем направлениям - «реакция», «знания» и «поведение». И если по ним получены высокие результаты, можно утверждать, что искажение оценки ROI незначительно или отсутствует.
Внедрение системы оценки ROI обучения существенно облегчает жизнь специалистам по персоналу и улучшает их взаимопонимание с топ - менеджментом. На прошлогодней конференции ASTD (American Society of Training & Development) был представлен квартальный отчет отдела обучения крупного североамериканского банка. Он представлял собой не описание того, как проходило обучение (темы, сроки, впечатления участников), а был больше похож на финансовый отчет - по таблицам было четко видно, сколько сотрудников прошло обучение, каковы затраты, каков прирост бизнес - показателей. Топ - менеджерам и финансовой службе с его помощью легко оценить отдачу от проведенного обучения.
Если же компания только задумывается о том, как оценить финансовую отдачу от обучения сотрудников, то лучше начать с оценки наиболее значимых обучающих программ (наиболее дорогие, масштабные, стратегически важные). Дело в том, что любое «измерение» требует определенных затрат (денежных, временных и пр.), поэтому нужно быть уверенным в том, что затраты на оценку будут сопоставимы с ценностью полученных результатов. Кроме того, чтобы получить максимально достоверные результаты, необходимо финансовым директорам и менеджерам по персоналу обращаться к высококвалифицированным бизнес - тренерам, располагающим статистикой по показателю ROI для различных тренингов. В таком случае предприятие сможет не только оценить эффект от проведенного тренинга постфактум, но и спрогнозировать возможный результат еще до обучения [35].
Пример оценки эффективности тренинга по бюджетированию
Исходная ситуация
Компания АВС имеет большую сеть региональных предприятий (50 компаний). Предприятия могут существенно снизить свои затраты, если будет минимизирована возможность возникновения бюджетных разрывов, которые восполняются за счет привлечения дорогостоящих кредитов.
В среднем по предприятиям за месяц сумма кредита составляет 1500 тыс. долл. США под 12% годовых сроком на 5 дней. Затраты компании на обслуживание кредита в месяц по одному предприятию составляют 2500 долл. США (1500 х (0,12 : 12 мес.) х (5 дней : 30)), за год в целом по компании - 1500 тыс. долл. США (2500 х 50 х 12). Для того чтобы сократить эти расходы, руководство приняло решение провести тренинг для менеджеров бюджетных подразделений, направленный на повышение эффективности планирования.