Математическое моделирование систем массового обслуживания
Системы, имеющие очередь, подразделяются на системы с одной очередью и системы с несколькими очередями.
Все системы массового обслуживания делятся на системы с одним каналом и системы с конечным числом каналов обслуживания. Под термином канал понимают обслуживающее устройство в цехе, пропускающее через себя требование. В тех случаях, когда приборов много удобно (математически более просто) считать, что их бесконечное число.
Все системы массового обслуживания можно разделить на системы с бесконечным числом требований (например, запросы на телефонные переговоры, на обслуживание покупателей, автомашины на бензозаправках и т.д.) и с конечным числом требований в системе (группа ремонта станков в цехе: число станков известно, тренировка футболистов футбольной команды, лечение больных студентов в институтской поликлинике и т.п.).
теория массовое обслуживание математический
Представленная классификация, конечно, не исчерпывает все множество различных систем массового обслуживания. Эти системы могут классифицироваться и по другим признакам.
Так, весьма важной характеристикой является дисциплина обслуживания, под которой понимают порядок выбора требований из очереди. В соответствии с этим системы подразделяются на четыре вида.
СМО с типом дисциплины "первый пришел - первый обслуживается" - дисциплина "живой очереди";
СМО с типом дисциплины "последний пришел - первый обслуживается" - примером такой системы является склад, заполненный изделиями, из которого на доработку удобно брать изделия, поступившие последними;
СМО с типом дисциплины выбора требований случайным способом;
СМО с типом дисциплины выбора требований в соответствии с присвоенными приоритетами.
Другими вариантами классификаций могут быть следующие.
Поступление требований может быть единичным и групповым.
Требования могут обслуживаться параллельно работающими приборами, но может быть и система, в которой приборы расположены последовательно так, что как только будет обслужено требование первым прибором, то начнет обслуживаться и другое и т.д.
Интенсивность обслуживания прибором может быть постоянной или зависеть от длины очереди, приоритетов или каких-либо других факторов.
Наконец, системы массового обслуживания различают по характеру входного потока и по характеру обслуживающих устройств.
Классификация входных потоков
По характеру входной поток требований разделяется на детерминированный поток требований и стохастический (рис.2).
Детерминированный входной поток может быть двух видов. В первом случае требования поступают через равные промежутки времени. Другим видом детерминированного потока является поток, в котором требования поступают по известной программе - расписанию, когда моменты поступления новых требований известны заранее.
Рис.2. Классификация входного потока
Если промежутки времени между поступлениями требований случайны, то это будет стохастический процесс.
Стохастический поток требований подразделяется на три вида: поток с произвольными стохастическими свойствами, рекуррентный поток и совершенно случайный или пуассоновский поток требований.
Произвольный поток требований характеризуется тем, что на него не накладывается никаких ограничений на стохастическую независимость интервалов между поступлениями требований, а также на характер вероятностных законов, описывающих интервалы между требованиями.
Входной поток называется рекуррентным, если он характеризуется следующими свойствами:
продолжительность интервалов между поступлениями требований стохастически независимы;
продолжительность интервалов описывается одной и той же плотностью распределения.
Входной поток называется совершенно случайным или простейшим, если для него характерно:
продолжительность интервалов между поступлениями требований статистически независимы;
продолжительность интервалов описывается одной и той же плотностью распределения;
вероятность поступления требований на достаточно малом интервале Δt зависит только лишь от величины Δt (это свойство называется стационарностью или однородностью прихода);
вероятность поступления требований на интервале Δt не зависит от предыстории процесса;
характер потока требований таков, что в любой момент времени может поступить только одно требование.