Анализ существующей системы управления на предприятии
Данная структура является эффективной, так как аппарату управления приходится выполнять множество часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций. Также посредствам жесткой системы связи обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.
К недостаткам можно отнести невосприимчивость к изменениям; очень слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями, что приводит к несогласованности действий; возникает «эффект бутылочного горла» - руководитель высшего звена занят решением оперативных проблем и для стратегических решений времени не остается; возникновение системы двойной подчиненности.
При анализе эффективности системы целей организации эксперты выявили отсутствии сформированного «дерева целей организации. Интегральная оценка имеет довольно высокий уровень -3,98 балла.
Специфика деятельности и средний размер фирмы обуславливают отсутствие специального подразделения стратегического планирования, но работа конечно ведется, в основном генеральным директором и его замами, хотя и в недостаточной степени. Стратегия, выбранная фирмой не совсем коррелируется с возможностями фирмы и в частности с системой организации и квалификацией сотрудников. Данный аспект управленческой деятельности получил самую низкую оценку - 3,36 балла.
Потери рабочего времени из-за несвоевременного или неудовлетворительного выполнения соответствующей функции управления минимальны, поэтому качество выполнения управленческих функций, можно оценить как высокое.
Рациональность управленческой деятельности может быть оценена как средняя, так как уровень унификации, стандартизации и типизации управленческой документации невысок.
Таким образом, можно констатировать, что производительность аппарата управления, адаптивность, экономичность и надежность находятся на достаточном уровне.
Эффективность работы аппарата управления организации получила довольно высокие оценки, хотя некоторые недостатки все же имеются. Присутствуют некоторые задержки со сбором информации и реализацией решений, что на наш взгляд говорит о недостаточной надежности аппарата управления. Выяснение причин этого потребует гораздо более глубокой проработки и изучения.
Важной составляющей системы управления организацией является информация. Обмен информацией на предприятии происходит по вертикали и по горизонтали. По вертикали информация передается от нижестоящих подразделений к вышестоящим и наоборот.
От нижестоящих подразделений к вышестоящим передается информация об их состоянии, взаимодействии с внешней средой и другими подразделениями внутри организации, принимаемых решениях и ожидаемых последствиях принятых решений, о результатах их деятельности
От вышестоящих подразделений к нижестоящим передается информация о принятых решениях в части, касающейся нижестоящих подразделений организации, о планах их реализации, выделяемых ресурсах, условиях функционирования нижестоящей организации, оценке ее деятельности.
По горизонтали обмен информацией осуществляется между подразделениями одного иерархического уровня. Так обычно по горизонтали передается информация о планах и результатах деятельности подразделений в рамках делегированных полномочий, может передаваться и согласовываться информация об альтернативных вариантах решений, относящихся к области совместной деятельности, об условиях функционирования подразделений, информация, имеющая отношение к деятельности другого подразделения.
Таким образом, обмен информацией по вертикали и горизонтали реализует прямую и обратную связь при управлении организацией.
Оценивая систему информации организации, были выявлены недостатки в системе документооборота и информационного обеспечения, что наиболее остро оценено юристом, бухгалтером и менеджером. Наивысшие оценки довольно редки, что сказалось на интегральном показателе - 3,83 балла.
В ОАО существует компьютерная сеть, которой могут пользоваться менеджеры, у которых имеется к ней доступ. Но нельзя сказать, что информационные технологии используются во всех возможных областях.
Что касается самой информации, ее можно оценить как достоверную, своевременную и ценную, но не достаточно полную. Скорость передачи информации средняя (согласно мнению менеджеров).