Организация внутреннего аудита системы качества
· независимая организация, аккредитованная для проведения аудита с целью внесения аудитируемой организации в официальный реестр.
Аудитор - специалист, имеющий квалификацию для аудита системы качества, способный проводить анализ и оценку таких объектов в области качества, которые не поддаются непосредственному измерению.
Внутренний аудит, или аудит первой стороной, проводится сотрудниками предприятия или от его имени. При этом аудит осуществляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответственности за работу проверяемых подразделений. Внутренний аудит системы качества предназначен для обеспечения предприятия объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованиям. Главной целью внутреннего аудита является предотвращение снижения результативности и эффективности действующей системы качества.
Организация внутреннего аудита системы качества - это упорядочение работ службы внутреннего аудита и подразделений предприятия с целью поддержания функционирования системы качества в соответствии с установленными требованиями.
Внутренний аудит системы качества строится на ряде организационных принципов, основными из которых следует считать единообразие, системность, документированность, предупредительность. Регулярность, независимость и открытость.
Принцип единообразия означает, что аудит осуществляется по процедуре, официально установленной руководством предприятия с тем, чтобы обеспечить его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.
Принцип системности подразумевает, что планирование и проведение конкретных аудитов по различным элементам (функциям, работам) системы качества должны осуществляться с учетом их установленной структурной взаимосвязи.
Принцип документированности предполагает, что проведение каждого аудита определенным образом документируется, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии аудитируемого объекта.
Принцип предупредительности устанавливает, что каждый аудит планируется и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, времени и методах проведения аудита, чтобы наиболее полно подготовиться и исключить возможность уклонения персонала от предоставления всех требуемых данных.
Принцип регулярности определяет, что аудиты проводятся с определенной периодичностью с тем, чтобы все элементы системы качества и подразделения предприятия были предметами постоянного анализа и оценивания со стороны руководства предприятия.
Принцип независимости означает, что проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за проверяемую работу и не должны зависеть от руководителя аудитируемого подразделения, что исключает возможность необъективности результатов аудита.
Принцип открытости подразумевает, что результаты аудитов должны носить открытый характер, что обеспечивает «прозрачность» системы качества для ее пользователей, потребителей и внешних аудиторов.
Во всех случаях организационный порядок проведения внутренних аудитов системы качества предусматривает следующие основные стадии:
· планирование аудита;
· подготовка аудита;
· осуществление аудита;
· анализ и обобщение результатов аудита;
· разработка корректирующих действий;
· контроль за выполнением корректирующих действий.
Планирование аудита. Годовой план текущих аудитов системы качества разрабатывается службой качества и утверждается руководителем предприятия. Планирование конкретных аудитов может осуществляться по следующим вариантам:
1. горизонтальный аудит, т.е. аудит запланированных мероприятий по определенному элементу системы качества (например, ответственность руководства) в различных подразделениях предприятия. Достоинством этого варианта является возможность оценивать взаимодействие различных подразделений при функционировании любого элемента системы качества.
2. вертикальный аудит, т.е. аудит запланированных мероприятий по всем элементам системы качества, выполняемых в конкретном подразделении предприятия (например, в отделе главного технолога).
Под объектом аудита понимается одно или несколько подразделений предприятия, осуществляющих деятельность в системе качества в целом или по отдельной ее части.
Область аудита - документ или отдельный его раздел, устанавливающий требования к деятельности в системе качества в целом или в отдельной ее части.
Подготовка аудита. Данная работа включает в себя: разработку программы аудита, распределение работ в аудиторской группе, обеспечение аудиторской группы документацией и информирование аудитируемого подразделения о предстоящем аудите.