Организация внутреннего аудита системы качества
Опрос - метод аудита, используемый для поиска и сбора информации. Как правило, опрос проводится в форме беседы (интервью). Различают беседу двух видов, свободную и формализованную.
Характерной чертой свободной беседы является то, что аудитор не оказывает большого влияния на собеседника, лишь изредка задает ему направляющие вопросы. При формализованной беседе роль аудитора активнее: он задает большое количество вопросов, оставляя собеседнику возможность лишь коротко отвечать на них.
Для техники беседы аудитора большое значение имеет правильный выбор способа формулирования вопросов. Существуют предпочтительные типы вопросов - это открытый и разъясняющий. Не рекомендуются наводящий, альтернативный, наводящий, утверждающий и затрудняющий общение, недопустимым является персонифицирующий тип вопроса.
Необходимую методическую помощь аудитору в беседе может оказать контрольный вопросник - заранее составленный систематизированный перечень вопросов, ответы на которые позволяют аудитору получить необходимую информацию о степени соответствия состояния обследуемого объекта установленным требованиям. Заполненный и подписанный аудитором и его собеседником контрольный вопросник может рассматриваться как официальный протокол аудита.
Доказательство - неопровержимый довод или факт, подтверждающий истинность чего-либо. Оценка доказательств является одним из наиболее сложных и важных моментов в работе аудитора.
Анализ - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Анализ позволяет аудитору выявить строение исследуемого объекта, его структуру. Расчленение сложного явления (события) на более простые элементы дает возможность отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого. В неразрывной связи с анализом находится синтез, т.е. процесс мыслительного воссоединения целого из частей, выделенных посредством анализа. Особенно важен анализ для принятия аудитором правильного решения при классификации обнаруженного несоответствия, определения причин несоответствия, в общении с аудитируемым персоналом.
В аналитической деятельности аудитора одним из главных является его умение правильно определить значимость обнаруженных несоответствий, т.е. отнести эти несоответствия к значительным или незначительным.
Значительным несоответствие в системе качества следует считать невыполнение требования, установленного документом системы качества, которое оказывает отрицательное влияние на обеспечение качества продукции и должно быть устранено в кратчайший срок.
Незначительное несоответствие - невыполнение требования, установленного документом системы качества, которое может оказать отрицательное влияние на обеспечение качества продукции или привести к значительному несоответствию, если оно не будет устранено.
Обследование объекта аудита. Когда это касается процесса, может проводиться по одной из схем:
1. Прослеживаемость вперед - обследование от начала процесса до его результата.
2. Прослеживаемость назад - обследование от результата процесса к его истоку.
. Прослеживаемость методом случайного отбора - обследование начинается с любой произвольно выбранной точки процесса.
В ходе обследования объекта аудитор пользуется проверочным листом, предназначенным для записи обнаруженных фактов и отметок для памяти.