Методы оценки качества
Как уже говорилось, в рыночной экономике качество продукции оценивается с позиции потребителя. Основы оценки качества содержаться в специальной науке - квалиметрии. Квалиметрия - это наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
Большую роль в развитии квалиметрии сыграли ряд отечественных ученых, таких, как Г.Г. Азгальдов, А.В. Гличев, Э.П. Райхман. Интересные подходы к оценке качества содержаться в работах Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, они считали. Что качество может быть выражено цифровыми значениями и потребитель должен группировать свойства в порядке их важности.
Для каждого вида продукции учитывается свой специфический уровень качества, зафиксированный в стандартах. Качество характеризуется определенным технико-экономическим параметром (потребительским свойством).
Достигнутое качество сравнивается с эталоном и может соответствовать ему, быть ниже или выше.
Методы оценки показателей качества товаров подразделяются на две группы. В первую включены методы, которые различаются по количеству оцениваемых показателей и специфике операционной обработки значений показателей. К ним относятся дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки потребительских показателей качества товаров. Во вторую группу включены методы, различающиеся по источнику и способу получения информации. Здесь выделяют экспериментальный, социологический и комбинированный методы оценки потребительских показателей качества товаров.
Выбор и эффективное применение данных методов направлены на получение всесторонней объективной оценки качества товаров. Рассмотрим подробнее эти методы, начиная с первой группы.
Дифференциальный метод оценки потребительских показателей качества товаров основан на исполнении единичных показателей качества. Оценка производится путем сопоставления значений потребительских показателей качества с их базовыми значениями. При таком сопоставлении определяют, достигнут ли уровень качества базового образца в целом или по каким показателям он достигнут, а также какие показатели значительно отличаются от базовых.
При использовании расчетных зависимостей сопоставление значений единичных показателей качества с их базовыми значениями осуществляется, исходя их общего условия:
= f (Pi, Piб),
где ki - значение i-го показателя качества товара;- значение i-го показателя качества оцениваемого товара;б - значение i-го базового показателя.
В случае пропорциональной зависимости между значениями Pi и Piб показатель качества приобретает вид:
= Pi / Piб или ki = (Pi - Piпр) / (Piб - Piпр),
где Piпр - предельное значение i-го показателя качества.
Приведенные формулы показывают, во сколько раз показатель качества оцениваемого изделия больше или меньше принятого базового показателя.
Оценка потребительских показателей качества с использованием комплексного метода основана на получении значения обобщенного потребительского показателя, который может быть выражен главным, средневзвешенным или интегральным показателем качества товара.
1. Комплексную оценку с использованием главного потребительского показателя качества проводят при наличии необходимой информации и установленной расчетным или экспертным методом зависимости значения этого показателя от значения исходных показателей, отражающих сущность процесса потребления данного товара. Главным показателем качества товара может служить, например, показатель пылеочистительной способности пылесоса, показатель времени и степень сохранности продуктов в холодильнике, показатель чистоты бритья электробритвой за фиксированное время и т.д.