Методы оценки качества
Специальные социологические методы оценки потребительских показателей качества товаров основываются на результатах обследования групп потребителей товаров с использованием социологических шкал и методов измерений. Эти методы позволяют получать не только значения оценки качества анализируемых товаров, но и выявлять динамику изменений этих оценок у различных групп потребителей. Социологические методы применяются на стадиях серийного производства товаров (например, при анализе рекламаций или данных мастерских гарантийного ремонта о качестве товаров), в сфере торговли (опросы покупателей, анкетирование посетителей фирменных выставок и магазинов и т.д.), а также при оценке показателей социального назначения товара, выявлении социального адреса и потребительского класса товара. Его соответствия оптимальному ассортименту.
Оценка потребительских показателей качества чаще всего осуществляется с использованием совокупности перечисленных методов оценки, т.е. комбинированным методом, что зависит от вида показателей (измеримые или неизмеримые) или условий оценки (ограниченное время и трудозатраты, отсутствие экспериментальной базы и т.п.). Таким образом, при экспертизе качества товаров одни показатели или группа показателей могут оцениваться, например, с использованием измерительно-расчетных методов, другие - экспертных, а итоговое оценочное суждение выносится на основе мнений специалистов-экспертов. Комбинированный метод обеспечивает получение более точных и объективных результатов.
Выбор того или иного метода оценки потребительских свойств и показателей качества товаров определяется целями оценки, видом оцениваемых товаров, номенклатурой потребительских показателей качества, наличием или отсутствием базовых образцов, конкретными условиями оценки. Выбранный метод должен обеспечивать ее проведение в заданные сроки с необходимой точностью и полнотой. Результаты оценки должны быть обоснованы и воспроизводимы; при контрольной оценке потребительских свойств и показателей качества товара учитываются особенности использования каждого метода и свойственные ему признаки.
Выбор метода оценки потребительских свойств и показателей качества товара служит важным инструментом для удовлетворения конкретных потребностей данным изделием.