Теоретико-методологические основы организационных изменений
Т.к. вопрос организационных изменений становится все более актуальным, то соответственно исследований в области организационных изменений проводится много. Как следствие - наличие разработанной теоретической базы, благодаря которой можно разработать эффективную систему управления проводимыми в организации изменениями.
Вопрос организационных изменений рассматривается многими исследователями. Существует множество определений, подходов и методов в управлении организационными изменениями.
В данной работе рассматриваются пять парадигм организационных изменений (рис.2):
- процессуальная,
- рациональная,
- прагматическая,
- парадигма хаоса и
- парадигма непрерывного организационного обучения [4].
Первые три представляют собой "традиционные парадигмы" - это наиболее часто используемые подходы к пониманию того, каким образом организации реагируют на изменения в политической окружающей среде. Они базируются на предположениях об иерархической организации, контроле и устойчивости. Две последние модели - хаос и организационное обучение - являются "становящимися парадигмами" в том смысле, что базируются на фундаментально отличных положениях. Они предполагают изучение условий, необходимых для существенных и быстрых изменений: непредсказуемое внешнее окружение и неспособность управлять организацией традиционными методами. Сторонники данных моделей настаивают на необходимости быстрого обучения, адаптации и выживаемости организации.
Рис.2. Парадигмы организационных изменений
Рассмотрим каждую из парадигм более подробно.
Процессуальные модели.
Их основной вклад в теорию организационного изменения заключается в понимании демократического участия, и в особенности того, каким образом организации отвечают на многочисленные требования конкурирующих групп по интересам. Плюрализм в данных моделях выступает первичной детерминантой принятия решений в организации; чем плюралистичней общество, тем выше способность организации к достижению компромиссов с группами, сохраняющими свою активность и поддерживающими демократию. Согласно этому подходу, изменение является большей частью процессом реагирования на требования, поступающие от групп по интересам к общественным институтам.
Самая известная процессуальная модель - инкрементализм Линдблома.
Инкрементализм базируется на трех предположениях:
1) социальные ценности - неизвестны, противоречивы и/или слишком сложны, чтобы было возможно сделать точный и рациональный выбор из конкурирующих альтернатив;
2) будущие результаты столь сложно предугадать, что разработчики и политики не могут рационально спроектировать будущее;
) выработка политики в демократическом обществе требует полного компромисса между конкурирующими группами по интересам в целях обеспечения устойчивости и поддержки их непрерывного политического участия в деятельности организации.
По Линдблому, хорошая социальная политика - это политика, с помощью которой может быть достигнуто соглашение или консенсус. Инкрементальное изменение, таким образом, является нормативной моделью. Это - естественный результат торговой сделки и компромисса между конкурирующими интересами. Это лучшая политика, так как она способствует участию групп по интересам в плюралистическом обществе и минимизирует издержки и риски, связанные с принятием решений в условиях неопределенности.