Теоретико-методологические основы организационных изменений
Модели рационального выбора.
Основным вкладом моделей рационального выбора в теорию организационного изменения является их ориентированность на результат и признание ими важности информации и анализа для улучшения принятия решений и процессов организационных изменений.
Многие формы моделей рационального выбора, такие как системный анализ, системное бюджетирование, анализ выгод-издержек, анализ вход-выход и рациональное принятие решения, возникли в ответ на недостатки процессуальных моделей.
Три основных недостатка процессуальных моделей постигаются в привязке к рациональным моделям:
1) консервативные тенденции к неприкосновенности;
2) неспособность эффективно разрешать новые проблемы;
) невнимание к тому, как разработка политики влияет на клиентов организации.
Движущие силы моделей рационального выбора - это не приспособление к демократическим процессам, а планируемое на основе знаний изменение. Обобщенно последовательность действий в данной модели выглядит следующим образом:
- выявление существующих проблем;
- распознавание природы проблем путем исследования;
- формулирование всех возможных политических альтернатив для решения проблем;
- выбор критериев для оценки политических альтернатив;
- оценка преимуществ и недостатков альтернатив;
- принятие политического решения, основанного на результатах анализа (осуществление такого выбора, который бы максимизировал результаты).
Прагматическая рациональность.
Вклад прагматических моделей заключается в интеграции реализма процессуальных моделей с идеализмом рациональных подходов. Прагматики хорошо понимают ограниченность применения анализа внутри организации и роль некогнитивного влияния на принятие решения. Недостатки чистой модели рационального выбора очевидны. Рационалисты игнорируют действия, совершаемые после принятия решения, и отвергают необходимость в социальном взаимодействии в процессе разработки политики. Они учитывают важную роль процесса осуществления решения, но недооценивают внутренние организационные коммуникации, которые связывают исполнение с принятием решения. При этом подразумевается, что все социальные условия известны, результаты анализа не ставятся под сомнение, и существует единственный наилучший критерий для отбора альтернатив.
Теоретики прагматического подхода в ответ на эти недостатки сформулировали следующие положения:
- рациональный анализ при принятии организационного решения улучшает его качество;
- существует несколько политических и организационных реальностей, которые сдерживают и обусловливают применение рационального анализа в политических, экономических и других процессах и институтах.
"Прагматическая рациональность" включает в себя три метода:
1) "удовлетворение",
2) "смешанное сканирование" и
) "клиническое" принятие решения.
Термин "удовлетворение" ввел Герберт Саймон (1955), наиболее благосклонный из представителей этого подхода к чистой рациональности. Смысл данного метода заключается в выборе при разработке политики "удовлетворительных" альтернатив, а не тех, которые максимизируют или оптимизируют результаты. Саймон характеризует политический мир как мир "ограниченной рациональности" - смесь рационального и нерационального поведения. Например, рациональность ограничивается качеством информации и психологией индивидов, задействованных в принятии решений. Таким образом, удовлетворение - лучшее из того, что может быть в действительности достигнуто.