Рекомендуемая примерная схема адаптации сотрудников детской поликлиники
Заключение
Итак, под адаптацией персонала понимают процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Система адаптации персонала включает в себя несколько этапов: оценка уровня подготовленности нового работника, ориентация, действенная адаптация, функционирование.
Оценивая работу кадровых служб современных организаций в направлении адаптации персонала мы выделили несколько основных подходов:
оценка через удовлетворенность;
оценка через разработку показателей эффективности;
интегральная система оценки эффективности адаптационных программ.
Анализ указанных подходов показал, что наиболее успешным в сфере здравоохранения может быть интегральный подход, что позволяет говорить о возможности применения данного подхода при оптимизации деятельности по адаптации персонала в изучаемой организации.
Управление бюджетным медицинским учреждением - сложнейшая организационная задача. Основной проблемой недостаточного уровня системы адаптации в медицинских учреждениях является крайняя ограниченность в ресурсах, причем не только кадровых и экономических, но и в ресурсах времени. С тем большим вниманием грамотный руководитель учреждения здравоохранения должен отнестись к любой возможности формирования и сохранения коллектива, способного успешно работать в столь непростых условиях. Построение системы управления адаптацией персонала - одна из таких возможностей.
Особенности труда работников в детской поликлинике заключаются, в первую очередь, в том, что специалисты поликлиники работают с очень своеобразным контингентом - детьми от 0 до 14 лет. Второй особенностью является то, что состав кадров поликлиники преимущественно женский, что влечет за собой дополнительный ряд факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации: необходимость компенсировать недостаток трудового опыта, знаний и навыков, возникший вследствие перерывов, связанных с рождением и воспитанием детей и т.п.; небольшое количество женщин-руководителей, способных оказать психологическую помощь и поддержку; излишняя эмоциональность, агрессивность, подверженность стрессам; излишняя стереотипность мышления. В связи с этим при разработке мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонал следует учитывать при организации адаптационных мероприятий для новых сотрудников или при служебно-профессиональных перемещениях внутри детской поликлиники.
Проведенное на базе муниципального учреждения здравоохранения "Таймырская центральная районная больница" "Детская поликлиника" показало, что система адаптации персонала данного учреждения нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Изучение системы адаптации детской поликлиники (интервью с руководителем и опрос сотрудников) позволило выявить в ней положительные характеристики:
ведется определенная работа в области повышения квалификации руководителя и заместителей детской поликлиники по управлению персоналом, в том числе и его адаптации;
на этапе информирования нового сотрудника: объяснение работнику его задач и требований к его работе; информирование о системе оценки, применяемой к его работе; ответы на вопросы нового сотрудника;