Отношение сотрудников к своему будущему и жизни в целом
В качестве базовых ценностей в нашем исследовании использовались индикаторы: а) представлений о смысле жизни; б) представлений о смерти и бессмертии, которые являются важнейшими глубинными ценностными детерминантами человеческого поведения.
Анализ показал, что наиболее распространенными на уровне массового сознания опрошенных сотрудников обоих предприятий являются хорошая семья, духовное развитие, нравственное самосовершенствование, затем следует культурный досуг (регулярное чтение книг, посещение театров, концертов «серьезной» музыки, выставок) (см. диаграмму 6.1).
При этом характерно, что интересная творческая работа находится на одном из последних мест.
Диаграмма 6.1
В целом, иерархия характеристик у сотрудников Центробанка и НПО ПМ схожая. Количество тех, кто видит себя в будущем в окружении хорошей семьи, совпадает (66%). Сотрудники Центробанка больше нацелены на духовное и нравственное самосовершенствование - более половины опрошенных (64%) выразили свою уверенность в этом (в НПО ПМ эта цифра составляет 40%). Вполне предсказуемо, что сотрудники Центробанка более оптимистично характеризуют свое будущее материальное благосостояние и, как следствие, возможности для отдыха и развлечений.
Характерно, что среди опрошенных Центробанка при высоком проценте нацеленных на духовное и нравственное самосовершенствование, процент тех, кто намерен жить ради людей и реализовывать себя в творческой работе почти в два с половиной раза ниже. Судя по результатам, свое духовное и нравственное самосовершенствование сотрудники видят в процессе регулярного чтения книг, посещения театров, концертов «серьезной» музыки, выставок (44% опрошенных).
Диаграмма 6.2
Диаграмма 6.3
Вместе с тем, процентное распределение ответов опрошенных отражает лишь поверхностный, социально-нормативный слой их сознания. С помощью факторного анализа можно выявить глубинные ценностные конструкты в массовом сознании, как правило, неосознаваемые отдельным человеком в обычной ситуации.
В частности, факторный анализ показал, что основная смысложизненная ориентация у сотрудников (33,3% общей вариации признаков) описывается стремлением к материальному достатку, престижу, славе, восхищению окружающих; занятиям спортом, занятию руководящей должности, обретению хороших возможностей для отдыха и развлечений. Немаловажную роль здесь играет хорошая семья как атрибут престижа и состоятельности в обществе, дополняющий статус зрелого самостоятельного человека.
Используя концепцию модусов бытия и обладания Э. Фромма, мы можем условно рассматривать этот комплекс как ориентацию опрошенных на обладание. Фромм формулирует концепции обладания и бытия как два разных вида ориентации в мире, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.
При доминирующем модусе обладания целью реализации социальных потребностей ставится удовлетворение материальных потребностей с "социальной окраской". Например, для некоторых людей посещение театра, художественной выставки, концертного зала является способом удовлетворения "социально окрашенных" материальных потребностей (выйти в "общество", приобщиться к "свету", продемонстрировать модное платье, самоутвердиться, поднять свой престиж в глазах знакомых, показать себя духовно-богатой личностью и т.д.). Если доминирует модус бытия, то реализация социальных потребностей выступает как форма удовлетворения духовных потребностей. В этом случае, человек посещает театр для поддержания чувства гармонии, красоты, эстетических и нравственных чувств. Рассматривая комплекс ориентаций сотрудников предприятий в таком ракурсе, мы можем объяснить причину столь причудливого сочетания базовых ценностей респондентов.
Вторая, значительная, но более слабая ориентация в массовом сознании сотрудников (13,4% общей вариации признаков) характеризуется стремлением к вере в Бога, духовному развитию и нравственному самосовершенствованию, жизни ради людей, культурному времяпровождению. Этот комплекс выявляет ориентацию респондентов на бытие. Быть, согласно Фромму, - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия. Людям, ориентированным на обладание, такая задача кажется невыполнимой, так как это подразумевает их отказ от стереотипов поведения и проявление своей внутренней активности. Фромм определяет активность как «социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально - полезные изменения».