Отношение сотрудников к своему будущему и жизни в целом
Таблица6.4
Источники о социальной активности компаний |
Ценностные ориентации сотрудников |
Не владею такой информацией |
Регулярное чтение книг, посещение театров, концертов «серьезной» музыки, выставок |
Разговоры с другими людьми |
Руководящая должность |
Собственный опыт взаимодействия с компанией |
Руководящая должность Интересная творческая работа |
Правительственные доклады |
Престиж, восхищение окружающих Руководящая должность |
Другая информация, распространяемая самой компанией (например, отчеты компании, реклама) |
Материальный достаток |
Информация о компании в Интернете |
Престиж, восхищение окружающих Руководящая должность |
Таблица6.5
Я никогда не стал бы покупать продукцию компании, которая, как я знаю, социально безответственная.Ценностные ориентации сотрудников | |
Полностью согласен |
Жизнь ради людей, независимо от профессии, должности, места жительства |
Смерть, а также отношение к смерти, влияет на жизнь человека и на его мировоззрение. Что касается представлений о смерти и бессмертии, в процессе исследования нами было выявлены существенные различия в представлениях сотрудников Центробанка и НПО ПМ.
Наиболее распространенными представлениями среди сотрудников НПО ПМ являются социально-демографическое и социально-творческое - более половины опрошенных считают, что после смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках, а также в своих делах. В какой-то мере утешением для людей служит мнение о посмертном существовании души, перевоплощенной в новом теле (буддийское понимание). 20% опрошенных придерживаются потребительской концепции, полагая, что от жизни надо брать все, т.к. после смерти ничего не будет. Нигилистическая концепция бессмертия, характеризующая мнение, что после смерти человек исчезает и в связи с этим все его дела и стремления напрасны, оказалась наименее актуальной.
Почти симметрично противоположно выглядит диаграмма, отражающая представления сотрудников Центробанка. Две трети сотрудников имеют нигилистическое представление о жизни и смерти, более половины - потребительское. Распространенным является представление о том, что после смерти человека его душа попадает в ад или в рай, в зависимости от того, как он прожил земную жизнь (христианское). Социально-демографическая (вспомним, что сотрудники Центробанка в предыдущем вопросе среди главных ценностей назвали семью) и социально-творческая концепции в данном случае являются не популярными (4% и 8% полностью согласных). Такое понимание жизни и смерти подтверждает результаты факторного анализа ответов респондентов на вопрос о характеристиках будущего. Доминирующий модус обладания выражается в стремлении «потреблять» мир, превращать все в свою собственность.
В рамках данной работы мы не сможем подробно раскрыть причины и последствия формирования такой картины представлений о смерти и бессмертии.
Фромм подчеркивает тенденции к обладанию в современном обществе, которые отражаются в отношении индивида к собственности: если в 19 веке человек делая покупку, хотел ее сохранить надолго, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент перенесен на сам процесс потребления: покупка автомобиля, одежды, либо безделушки делается по схеме: приобретение - временное обладание - выбрасывание - приобретение новой модели.Следует отметить, что подобное активное потребление возможно только при соответствующем материальном достатке (о различиях в материальных статусах респондентов мы говорили выше).