Отношение сотрудников к своему будущему и жизни в целом
Диаграмма 6.4
Диаграмма 6.5
Факторный анализ позволил нам выявить три глубинных комплекса представлений респондентов о смерти и бессмертии. Первый комплекс (34,2% общей вариации признаков) описывает социально-демографическое и социально-творческое понимание при резком отвержении нигилистического и потребительского.
Второй комплекс (18,4%) характеризуется буддистским отношением к жизни и смерти при отрицании потребительского.
Особый интерес представляет последний комплекс (16,7%), объединяющий противоречивые представления: христианское и потребительское. Вера, в данном случае, имеет модус обладания. Респонденты с христианским пониманием смерти имеют установку на обладание неким идолом (вещью), что наделяет их определенным общественным статусом и дает возможность примкнуть к большой группе людей. Такая позиция дает человеку ответ, «не нуждающийся ни в каких рациональных доказательствах». «Имея этот ответ, человек становится одним из beati possidentes, счастливых обладателей истинной веры».
Корреляционный анализ выявил следующие связи между отношением сотрудников к смерти и их восприятием социальной ответственности бизнеса.
Таблица 6.6
Критерии социальной ответственности организаций |
Отношение к смерти и бессмертию |
Реализует программы в отношении молодых работников |
Потребительское |
Реализует спонсорские проекты |
Буддистское |
Участвует в развитии науки, образования, технологии и инноваций |
Нигилистическое |
Таблица 6.7
Преимущества, получаемые компанией при соблюдении принципов СООтношение к смерти и бессмертию | |
Рост доверия населения к деятельности компании, ее товарам и услугам |
Буддистское |
Донесение деловой и общественной репутации компании до населения, клиентов, партнеров |
Христианское |
Формирование безопасной и прогнозируемой среды для деятельности компании |
Буддистское |
Таблица 6.8
Преимущества, получаемые обществом при соблюдении компанией принципов СО |
Отношение к смерти и бессмертию |
Привлечение инвестиций бизнеса в систему образования |
Нигилистическое |
Решение жилищных вопросов для населения, развитие ипотеки |
Нигилистическое |
Снижение последствий социального расслоения населения |
Социально-демографическое |
Развитие и поддержка инициатив организаций, учреждений и населения |
Социально-демографическое |
Возможность приобщения населения к российским и международным культурным и духовным ценностям |
Социально-творческое |
Таблица 6.9
Источники о социальной активности компаний |
Отношение к смерти и бессмертию |
Не владею такой информацией |
Социально-творческое Христианское |
Телевизионные программы и новости |
Христианское |
Новости на радио, радиопрограммы |
Христианское |
Информация организаций по защите окружающей среды, благотворительных или других |
Христианское |