Особенности российского рынка алкогольной продукции
Алкогольный сектор в России с давних пор представляет особое значение, как с социальной точки зрения, так и с позиции российской экономики в целом. Он занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности. Несмотря на то, что за последние пятнадцать лет доля алкогольной продукции уменьшилась в общем объеме товарооборота России более чем в три раза, алкогольный сектор по-прежнему остается одним из самых значимых секторов с традиционной социальной точки зрения, а также является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, так как основная масса алкогольной продукции производимой в России и поставляемой из-за рубежа является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.
Современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции определяются мировой ситуация и общемировые тенденции. Это связано не только с открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, но также и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка.
На сегодняшний день основными тенденциями российского рынка являются:
) постепенное восстановление физического объема рынка легальной водки и ликероводочных изделий (ЛВИ);
) восстановление «гармонизации» и баланса рынков отечественной и импортной алкогольной продукции на алкогольном рынке России;
) начало формирования рынка российских алкогольных брендов, компаний и предприятий;
) на водочном рынке - постепенное снижение роли импортной водки и отсутствие синергетического эффекта при размещении иностранного производства водки в России;
) повышение минимальных цен на некоторые группы крепкого алкоголя;
) самое перспективное направление развития алкогольных компаний - создание групп многопрофильных (водка, ЛВИ, коньяк, вино) заводов в регионах;
) межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний;
) алкогольный рынок России продолжает оставаться самым дорогим алкогольным рынком легального дешевого алкоголя в Европе и эта тенденция только возрастает;
) рост потребления дорогой алкогольной продукции происходит наряду с ростом потребления алкоголя в сегменте дешевой водки, переходящей в нелегальный сегмент;
) диверсификация бизнеса алкогольных компаний: расширение ассортимента российских производителей (присоединение предприятий по выпуску алкогольной продукции других видов; производство новых алкогольной продукции в рамках своих предприятий).
Несмотря на ряд проводимых сегодня мер по регулированию алкогольного рынка этот сегмент по-прежнему является «проблемной зоной» российской экономики, которую можно охарактеризовать следующим:
) недопустимо высокий уровень теневого нелегального рынка - 40-50%; высокий уровень фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции;
) наличие многочисленных административных барьеров с тенденцией к их нарастанию с нарушением единого экономического пространства страны;
) высокая степень предложения и потребления населением суррогатов спиртных напитков;
) высокая степень криминализации и коррупционности алкогольного рынка (уход от уплаты примерно 50% акцизов и других налогов в бюджет);
) недобросовестная конкуренция на рынке, незащищенность операторов алкогольного рынка. [20. с. 35]
Последние 5 лет на российском рынке наблюдается относительно стабильная ситуация с точки зрения производства легальной и доли нелегальной продукции, а также проведения государственных реформ в отношении алкогольного рынка. Но 2010 год стал для алкогольного рынка России во многом переломным. Год начался со старта антиалкогольной кампании, главным инструментом реализации которой выступила созданная в 2008 году федеральная служба Росалкогольрегулирование. Была введена минимальная розничная цена на водку, на предприятиях отрасли начались массовые проверки, что привело к приостановке лицензий у целого ряда производителей.